Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Президент фонда "Евразийский диалог", лидер мусульманского движения "Аль-Хак" КАМИЛЖАН КАЛАНДАРОВ: "Абсолют-ному большинству шиитов в Москве сегодня приходится молиться дома, либо собираться в арендованных залах"


"Портал-Credo.Ru":  Камилжан-эфенди, уже не в первый раз ставится вопрос о строительстве дополнительных мечетей в Москве в связи с резким увеличением числа жителей столицы, традиционно исповедующих ислам.  Но впервые ставится вопрос о строительстве мечети шиитов — представителей одного из толков ислама. Чем это вызвано?
 
Камилжан Каландаров:  Во имя единственного Бога, Милостивого, Милосердного!  В целом в мировой умме шииты представляют собой абсолютное меньшинство, но так сложилась ситуация, что в современной России вообще, и в Москве в частности, они составляют значительную часть населения. Дело в том, что шиитский толк ислама исповедует абсолютное большинство азербайджанцев, а в Москве они представляют собой наиболее многочисленную (наряду с татарами) традиционную национальную группу, исповедующую ислам. По некоторым данным, сегодня шиитов в целом в России около 3 млн, в том числе в Москве - 1 млн, с учетом выходцев из Ирана и Пакистана.
 
— И что, этим людям негде удовлетворять свои религиозные потребности?
 
— Существует шиитский зал, встроенный в комплекс трех религий в Отрадном. Есть также мечеть в комплексе резиденции иранского посла на улице Новаторов. Однако последняя доступна лишь для граждан Ирана. Абсолютному большинству шиитов приходится молиться дома, либо организовывать некие подобия общин и собираться в арендованных залах. Подобная община, как мне приходилось слышать, существовала на Черкизовском рынке.

Кстати, во всех крупных городах немусульманского мира имеются отдельные шиитские мечети. Но шииты вполне могут пользоваться и существующими мечетями. Кстати, в свое время  имам Хомейни призывал суннитов и шиитов становиться на намаз за единым имамом. Это, я считаю, принципиально правильный подход. Другое дело, что не все так просто на практике. Сегодня мусульмане-шииты совершают свои намазы также и в Московской соборной мечети, однако в других мечетях это делать сложно, в том числе и из-за настороженного отношения верующих.
 
Понимаете, суннизм и шиизм — это два направления одной и той же религии - ислама. Они исповедуют одни и те же основополагающие принципы или, как их именуют, столпы веры. Однако имеются различия. И это порой может приводить к диссонансу во время совершения намаза, который по определению является проявлением поклонения и единения верующих перед Аллахом Всевышним. И верующие, как сунниты, так и шииты, часто довольно эмоционально реагируют на проявления таких различий.
 
Можно привести аналогию с христианством. Все христиане исповедуют одни и те же истины веры, однако православные имеют свои храмы, католики — свои, протестанты — свои молельные дома. Именно потому, что имеются пусть вторичные, но все же видимые культурные различия, а ведь именно они в глазах рядовых верующих часто и составляют суть религии. Кстати, католиков во всей России сегодня насчитывается, по разным данным, от 400 тыс. до 1, 5 млн человек. А в Москве эта конфессия имеет три храма.
 
- Почему Общероссийская общественная  организация "Аль-Хак"  ("Справедливость") и, Вы, будучи мусульманином-суннитом, взялись за проблему шиитской мечети?
 
- Прежде всего потому, что шииты и сунниты -  мусульмане. Несмотря на все проблемы, имевшиеся в прошлом, сейчас шииты-имамиты (а это абсолютное большинство мусульман Ирана и Азербайджана) признаны суннитским сообществом, а их богословская школа-мазхаб джафари признана наряду с четырьмя суннитскими мазхабами. Одним из заветов благословенного Пророка было: "Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь". И этот принцип единства уммы, укрепления подлинно мусульманского братства между всем мусульманами является основополагающим для "Аль-Хак". К сожалению, в последнее время среди мусульман России, а также тех лиц, которые именуют себя мусульманским духовенством, все чаще дают о себе знать антишиитские сантименты. Причем они ни на чем, кроме предрассудков, не основаны. Негативные эмоции по отношению к шиитам часто основываются только на том, что они...  шииты. Я думаю, в этой ситуации долгом верующих является взять на себя тяжелую, но важную задачу укрепления внутримусульманского братства различными способами, в том числе и с помощью хороших дел, больших и маленьких, ибо "воистину Аллах не изменяет положения людей, пока они не изменятся внутри себя" (Коран, 13:11).
 
И еще. "Аль-Хак" старается грамотно донести до федеральной власти социальные проблемы и чаяния российских мусульман,  активно сотрудничать с российским государством в созидании гражданского общества, компетентно предложить государству пути взаимодействия с исламским миром внутри России и вне ее. Наша организация призвана  стать опорой российского государства в деле созидания идеологии многополярного мира и укрепления позиций России на южном направлении геополитики. Такова программа наших действий.
 
— Часто вопрос о строительстве мечетей воспринимается в глазах окружающего (в Москве в большинстве своем немусульманского) населения в контексте экстремизма или т. н. "политического исламизма". Как Вы думаете, не встанет ли этот вопрос в связи с предполагаемым строительством шиитской мечети?
 
— Сначала позволю себе высказаться в общем плане. Сегодня, на мой взгляд, пора мусульманам своим образом жизни, поведением и отношениями внутри своей религии показать и доказать немусульманскому окружению, что никакой связи между исламом как религией и проявлениями любых негативных явлений нет.
 
Теперь что касается шиизма. В целом эта ветвь ислама в большей степени направлена на внутреннее совершенствование, мистическое познание Всевышнего и сотворенного им мира. Для шиитов характерна вера в цепочку имамов — потомков пророка, обладающих особым божественным знанием, близостью к Богу.  В этом смысле  почитание имамов в чем-то близко к идее богочеловечества, исповедуемой христианской Церковью. Хотя это сходство - чисто внешнее, и шиитский ислам, как и суннитский, придерживается строгого Единобожия. Однако сам факт сходства в близости, мышлении традиционных христиан и мусульман-шиитов также является сближающим фактором. Немаловажно отметить и тот факт, что иранские шииты сегодня — единственный сегмент мусульманской уммы, с которым Русская Православная Церковь ведет не социальный, как со многими другими религиозными группами, а именно богословский диалог.
 
Наконец, надо понимать, что шиитский ислам — это и часть национальной культуры определенного народа, в случае России — азербайджанцев. Надо сказать, что особенностью шиитской традиции является то, что она никогда не оказывала давления на светскую составляющую культуры народа. В ней сокрыты неисчерпаемые сокровища как тюрко-, так и фарсиязычной литературы, поэзии, удивительной музыки и архитектуры, любимых многими россиянами кулинарии и прикладного искусства…

Наконец, сколько в Москве точек питания разного класса, включая элитные рестораны, развивают именно эти традиции – и всем это в радость. А недавно поставленный у Посольства Азербайджана в Москве памятник поэту Низами с колоритным азербайджанским сквером – разве не украшение нашей многонациональной столицы? И кто будет уточнять, был ли гений слова шиитом или суннитом? Поэтому шаг вперед в развитии шиитской религиозной культуры в одном отдельно взятом городе — это шаг вперед к развитию и укреплению культурной самобытности одной из традиционных национальных групп России — азербайджанцев. А значит, и в развитие всей многонациональной культуры новой России.

Беседовал Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и мир", для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования