Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Лидер партии Экономического развития Абхазии, бизнесмен БЕСЛАН БУТБА: «Афонское собрание формирует крайне негативный образ Абхазии в глазах православного мира»


"Портал-Credo.Ru": Какую оценку Вы можете дать Церковно-народному собранию, которое состоялось 15 мая в Новом Афоне и провозгласило восстановление Священной митрополии Абхазии?

Беслан Бутба: Произошло событие, которое кто-то называет историческим. Не буду спорить с таким определением. Другой вопрос, какая именно это история, потому что, по моему мнению, это история раскола. Остается надеяться, что после свершения столь исторического события Абхазия не окажется на грани гражданского противостояния.

Сегодня абхазскому обществу активно навязывается мысль о том, что практически каждый желающий вправе создать независимую Церковь. Но для всего православного мира очевидно, что такой, мягко сказать, "экстремальный" способ церковного строительства является профанацией древних церковных правил, их подменой политическими, псевдодемократическими процедурами. Организаторы собрания не особо разбирались в средствах для достижения своих целей. В частности, православные приходы никак не участвовали в выборах граждан, которые на собрании именовались "выборными мирянами". По сути, все участники собрания представляли себя лично, а не все православное население Абхазии. Между тем, не следует забывать, что православных в нашей стране не 700 или 1000 человек, а десятки тысяч.

- Решение о митрополии было принято с нарушениями процедуры?

- Да, вопиющим нарушением является то, что для обеспечения массовости на собрание были приглашены граждане, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Как ни странно, именно в таком составе и был решен вопрос о провозглашении так называемой митрополии, а также об избрании кандидата во епископы, на что миряне (и тем более представители иных конфессий) не имеют никакого права. Что это, как не действия, направленные на разрушение единства нашей Церкви и многонационального абхазского общества?

Несколько лет назад уже имело место нечто подобное. Отдельные клирики предприняли попытку узурпировать церковную власть, отстранив от руководства АПЦ иерея Виссариона Аплиаа. Правда, в ту пору попытка переворота провалилась. Кто-то из "заговорщиков" был понижен в должности, а кто-то и вовсе покинул Абхазию. Однако, как можно сегодня наблюдать, эти не по-христиански амбициозные люди не оставили своих тайных намерений, идущих вразрез с мнением большинства клириков и мирян. Причем, чтобы действовать наверняка, на сей раз инициаторы раскола заручились поддержкой радикально настроенных политических сил.

- Вы считаете, что последние события в Абхазской Церкви спровоцированы политическими силами?

- Конечно. При этом и церковным деятелям, и политикам, судя по всему, нет никакого дела до состояния нашей Церкви. Первых, как нетрудно заметить, интересует только церковная, духовная власть. Вторых – тоже власть, но власть мирская, светская. Получается, интересы и первых, и вторых в суетной борьбе за власть причудливым образом совпали. Вот только легче ли от этого нам, простым мирянам? Почему мы должны поддаваться на провокации "радетелей православия", многие из которых не только никогда не посещают церковные службы, но и вообще Новый Завет от Талмуда не отличат? Почему мы все должны страдать во имя чьих-то сиюминутных политических интересов?

- Каковы отрицательные последствия принятого решения?

- Нелегитимное афонское собрание формирует крайне негативный образ Абхазии в глазах православного мира. Поскольку для истинно верующих людей очевидна вся незаконность, безответственность и вредность для православия деятельности организаторов самозваного собрания.

Печально и то, что вдохновители раскола регулярно подвергают необоснованным нападкам Русскую Православную Церковь [Московского патриархата]. Эти критики словно забывают, что именно она оказывала и оказывает нашей стране и нашему народу неоценимую духовную помощь на протяжении всех послевоенных лет. Да и раньше, начиная с 19 века, Русская Православная Церковь очень многое сделала для возрождения христианства в Абхазии. В том числе, были переведены на абхазский язык тексты Священного Писания и богослужебные книги. Поэтому все обвинения в адрес РПЦ МП в том, что она якобы стремится лишить права наших священников вести богослужение на абхазском языке - выглядят абсурдными и в высшей степени несправедливыми.

Действия вдохновителей раскола подрывают многолетнюю кропотливую работу по восстановлению православной жизни в Абхазии, которую проводили абхазские священники во главе с о. Виссарионом, при активной поддержке РПЦ МП. 15 сентября 2009 г. по инициативе о. Виссариона было принято решение о воссоздании автокефальной Абхазской Православной Церкви. Конечно, это был очень рискованный шаг. Но он был осуществлен без политиканства и личного пиара. В итоге в церковной жизни Абхазии сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, наша Церковь объявила о своей независимости, с другой – священники, служащие на территории Абхазии, остались в евхаристическом общении со всем православным миром.

Новоафонские события могут подорвать это хрупкое равновесие, позволявшее АПЦ постепенно вырасти до уровня, необходимого для самостоятельной пастырской деятельности. Вольно или невольно, раскольники создают очень опасный для единства Церкви прецедент. Ведь со временем может образоваться еще одна группа, которой вдруг придет в голову идея создать очередную митрополию на территории Абхазии, тем самым множа и усиливая раскол. Впрочем, у меня нет никаких сомнений в том, что подобные реформы не получат одобрения со стороны поместных православных Церквей, к которым апеллируют организаторы собрания.

- Какие меры для выхода из сложившейся ситуации Вы могли бы предложить?

- Если проблема состоит только в том, что у Абхазской Церкви пока нет собственного епископа, нам нужно приложить все усилия для того, чтобы АПЦ его обрела. Поскольку наш общий долг, долг каждого православного верующего – укреплять свою Церковь, а не раскалывать ее. Вот о чем все мы - и клирики, и миряне – должны в первую очередь позаботиться.

На мой взгляд, возникшие в АПЦ проблемы необходимо решать путем конструктивного диалога, на основе церковных канонов и действующего законодательства нашей страны. Недопустимо раскалывать народ Абхазии по религиозному признаку. Думаю, это должны когда-нибудь осознать и околоцерковные реформаторы, и недальновидные политики, выступающие в их поддержку. Кроме того, я убежден, что никакое благое дело нельзя основывать на лжи – тем более, если это касается вопросов обустройства духовной жизни народа.

Беседовал Александр Казятькин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования