Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва, РПЦ МП) протоиерей АЛЕКСАНДР БОРИСОВ: "Оправдание богатого духовенства совершенно противоположно Евангелию, совершенно на него не похоже"


"Портал-Credo.Ru": Недавно о. Всеволод Чаплин выступил по поводу богатства Церкви, высказавшись за то, чтобы Церковь не стеснялась видимых символов своей успешности. Это вызвало бурную полемику в СМИ. Вы не могли бы прокомментировать эти высказывания?

Протоиерей Александр Борисов: Конечно, утверждение о необходимости богатой, роскошной Церкви, по меньшей мере, странное. Потому что вся жизнь нашего государства сейчас – светская жизнь – очень похожа на время великих пророков в Израиле. Когда в государстве построили храм и поклонялись единому Богу, Который спас Израиль, но одновременно поклонялись Ваалам, Астартам и так далее – такое двоеверие.

И мы в такой же ситуации находимся сейчас. С одной стороны, вроде бы Церковь в почете, храмы открываются, первые лица государства благосклонно относятся и даже сами демонстрируют свою религиозность, но в то же время вторым богом являются деньги. И думаю, что второй бог опережает Первого, потому что для людей благосостояние, получение денег, роскоши становится главной целью жизни. Во всяком случае, выглядит это все время так.

Одновременно с этим – страшная бедность очень многих людей. 15 % нашего населения живет за чертой бедности. Люди в Тульской области, которым мы помогаем — собираем одежду, продукты, книги и т.д. — живут где-то на три тысячи рублей в месяц. Там ничтожные зарплаты и у мужчин, и у женщин, и с работой плохо.

Тысячи людей едут в Москву, причем не только из Средней Азии, но и из Центральной России, с Дальнего Востока в поисках работы, потому что там работы нет. Они становятся бомжами, их обманывают, они совершенно бесправные.

Если в этой ситуации Церковь будет иметь роскошный облик, то на чьей стороне будет она? На стороне богатых и властных? Или на стороне бедных и несчастных?

Христос всегда был на стороне бедных. И Христос "не имел, где главы преклонить", был гоним и, тем не менее, обладал всем. То, что Ему помазали ноги, приготовив к погребению – это совсем другое дело. Это трагическая ситуация, когда любящие готовы отдать последнее, а не обычная повседневная жизнь.

Так что, я думаю, что Церковь, наоборот, должна нести именно помощь и сама иметь духовные богатства, а не материальные, Господь совершенно определенно говорит, что "никто не может служить двум господам". Да, фарисеи над ним смеялись, потому что были сребролюбивые, как четко говорит нам евангелист, а Господь им сказал, что они не могут служить Богу и богатству, так что надо выбирать, чьи мы.

– Это все напоминает старый спор преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого…

– Да, в какой-то мере. Но там-то все-таки речь шла о монастырях, а здесь речь идет о Церкви в целом. Если бы монастыри оказывали помощь бедным, принимали вышедших из тюрем людей, бомжей, то было бы очень хорошо, но пока монастыри этого не делают. Пока все эти бездомные люди скитаются по улицам. И даже в морозные ночи их не пускают в метро, как делают во Франции, в Голландии, где климат гораздо мягче, чем у нас.

Так что Церковь, мне кажется, должна быть на стороне тех, кому плохо. Нам сказано: "Раздетого одень, голодного накорми". Никто не сказал: "Будь таким, как богатые люди, тогда все будет хорошо и будут тебя уважать".

"Горе вам, - сказано, - когда все будут вас хвалить и превозносить". Так что, мне кажется, та позиция, которую мы обсуждаем, совершенно противоположна Евангелию, совершенно на него не похожа.

Когда мы читаем жития святых, то в отношении многих из них подчеркивается, что когда наступило время хоронить, то кроме старой рясы ничего у них и не было. У Иоанна Кронштадтского, которому много жертвовали, были шелковые рясы. Но думаю, что 99 % того, что ему жертвовали, он употреблял именно на создание работных домов, обустройство храмов, на помощь бедным и т.д. А сам он жил крайне бедно и спал по три часа в сутки.

– Не всегда личная скромная жизнь характеризует человека. Как известно, Сталин лично тоже жил очень скромно. И когда его хоронили, у него были рваные сапоги...

– Может быть, ему было удобнее в них ходить. Во всяком случае, его бесконечные дачи, дорогостоящие бункеры, и все эта помпа вокруг него — все это стоило достаточно дорого.

В любом случае, люди, утопающие в роскоши, никогда не были примером для христиан.

- В том споре нестяжателей и иосифлян победили иосифляне.

– Конечно, потому что их поддержало государство.

– Как Вы думаете, кого поддержит государство сейчас?

– По-моему, здесь ответ очевиден.

– То есть государство будет на стороне богатой Церкви?

– Или богатая Церковь будет на стороне государства – лучше так.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования