Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, к.ф.н. МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: "Это первое массовое назначение епископата РПЦ МП, которое позволяет говорить об особенностях кадровой политики Кирилла"


"Портал-Сredo.Ru": На состоявшемся вчера заседании Священного Синода РПЦ МП произведено много новых кадровых назначений. В чём их новизна?

Михаил Жеребятьев: Это было ожидаемое событие. Ожидание нарастало по мере того, как увеличивался временной разрыв между Архиерейским Собором и заседанием Синода. Полтора месяца – довольно большой срок.

Пожалуй, утвержденные Синодом кадровые решения - это первое массовое назначение епископата, которое позволяет говорить об особенностях кадровой политики Патриарха Кирилла, о её внутренней логике, о попытках создать просчитываемый алгоритм. Ни одно из назначений предшествующих двух лет не позволяло усмотреть в них систему, принципиально отличную от той, что сложилась при Алексии II. А строилась она, напомню, либо на возможностях должностного роста (епископами становились игумены известных монастырей, ректоры духовных школ, настоятели московских церквей), либо была продолжением патрон-клиентских отношений: действующий епископ (патрон) продвигал в члены корпорации своего "клиента", поэтому довольно часто архиереями становились бывшие секретари епархий.

Нынешний Патриарх неоднократно подчёркивал, что власть в Церкви безраздельно принадлежит епископату. Поэтому рано или поздно "системность подхода" при назначении епископов как-то должна была проявить себя. Давайте не будем забывать, что назначение епископов иерархической корпорацией - это на сегодня единственный способ кооптации в руководство РПЦ МП. И исключений, типа тех, которые делались в советское время для Сурожской загранепархии, теперь быть в принципе не может.

- Вы хотите сказать, что нынешние назначения представляют собой попытку формализовать механизм кооптации кандидатов в епископы?

- Конечно, хотя я не стану утверждать, что существующая система должностного роста не сохранится, как и личные отношения не будут играть в дальнейшем значимой роли. Я говорю лишь то, что уже не только эти два фактора будут определять кадровую политику РПЦ МП в отношении кандидатов во епископы. Мы имеем дело с попыткой расширить круг рекрутируемых, в частности, через запрос на более широкую географию кандидатов в епископы.

Вот посмотрите, камчатским епископом назначен игумен Артемий (Снигур), наместник Михаило-Архангельского мужского монастыря села Козиха Ордынского района Новосибирской области, а одним из патриарших викариев стал архимандрит Серафим (Глушаков), наместник Свято-Воскресенского мужского монастыря Самары. Архимандрит Зиновий (Корзинкин) из Курской епархии пошёл на повышение в Элисту. Игумен Николай (Чашин) из Приморья стал одним из патриарших викариев.

Вот, скажите, что такое Самарская епархия в рейтинге "святых мест" РПЦ МП?

- Сразу приходят на память апокрифическое "стояние Зои" и митрополит Иоанн (Снычёв)…

- Да, это один из оплотов консерватизма в РПЦ МП. Это позволяет мне сделать вывод о существовании "разнорядок" по рецептам советско-партийной системы: на награды, на депутатство, на должности. И чем выше был уровень, откуда исходила "разнорядка", тем больше в ней описывались параметры, которым должен соответствовать соискатель, а никак не конкретные имена. На местах уже смотрели, кто больше подходит. А что касается монастырей, открытых в последнее двадцатилетие, которые находятся южнее Подмосковья и восточнее Ярославля, Владимира (граница, конечно, немножко условная), то у меня есть большие сомнения в их значимости. Хотя бы даже в силу численности монашествующих. Взять Тамбовскую епархию. По состоянию на 2010 год всего в епархии действовало 6 монастырей: 3 мужских и 3 женских. При этом в мужских монастырях насчитывалось 11 насельников, в женских – 20 насельниц. То есть общее число насельников монастырей Тамбовской епархии - 31 человек, а из них постриженных - только 11! Данные взяты мною из архиерейского доклада годовому епархиальному собранию.

- Связано ли продвижение "провинциалов" во епископы с отходом РПЦ МП от практики продвижения целибатных протоиереев?

- Думаю, что да, это наглядное поощрение монашества, хотя, скорее, показательное. Это ж какое количество епархий нужно создать, чтобы за монашеством прочно закрепить статус социального лифта!? В никодимовские времена было определённо проще: легально монашествующих по всей стране можно было посчитать с точностью до единицы. И если человек подходил по анкете для КГБ и имел поддержку митрополита Никодима, епископская карьера ему была обеспечена. 

Но с целибатом всё намного сложнее. Совершенно нормальная практика для Римско-Католической Церкви, целибат оказался в подвешенном состоянии в РПЦ МП в силу того, что в православии нет строго фиксированного разделения на уставы: для монашествующих, священников (не монахов) и мирян. Целибатный священник фактически принимает один из монашеских обетов – обет безбрачия, а в остальном, по сути, ведёт жизнь мирянина. Но раз ясности в этом вопросе нет, тогда и смысл целибата теряется.

- Впервые в практике российской части РПЦ МП решение Синода создало несоответствие епархиальных границ с границами субъекта Федерации на Ставрополье. Будет ли эта практика иметь продолжение?

- Допускаю, что это попытка опробовать разделение больших епархий. Осталось ведь не так много безъепархиальных субъектов Федерации. Вместе с тем, кроме Ямала и Югры разделение по принципу "один субъект Федерации - одна епархия РПЦ МП" не подкреплено ни церковной инфраструктурой, ни общими экономическими условиями, а значит, просто нецелесообразно: Тува, Дагестан, Чечня, Ингушетия… Зато есть потенциально интересные для образования самостоятельных епархий территории, прежде всего, на юге Европейской части, в Подмосковье, Ленинградской области, в Поволжье и на Урале. Допускаю, что этот вопрос мог прорабатываться в Чистом переулке с учётом схемы разделения епархий, принятой в УПЦ МП, где давно нет жёсткой привязки к административным границам областей. Тем более сейчас, когда российская часть РПЦ МП уделяет столь пристальное внимание Украине. Экономическое положение на территориях украинских "сельских" епархий (где нет больших городов) не менее сложное, чем в российской глубинке, однако епархии существуют. С учётом спускаемых патриархией нормативов охвата населения России объектами патриархийной инфраструктуры способы епархиальной организации тоже могут измениться.

Кстати, если уж речь зашла о Тобольской епархии, то там прослеживается одна интересная тенденция. Правящий архиерей называет в годовом докладе количество зарегистрированных приходов и количество незарегистрированных (пропорция - 50 на 50), объявляя, что часть незарегистрированных так и останутся "религиозными группами". По моему мнению, такая политика имеет целью сдерживать "сепаратистские" процессы в трёхсубъектной епархии. С одной стороны, для властей каждого субъекта Федерации с преобладанием русского населения престижно иметь самостоятельную епархию РПЦ МП. С учётом экономической значимости, Ямал и Югра давно заслуживают епархиального статуса. С другой, власти плохо различают светское право и представления о праве и государственно-религиозных отношениях, которые существуют сегодня у РПЦ МП. Более того, власти считают мнение РПЦ МП в этих вопросах "экспертным", полагаются на него или хотя бы демонстрируют стремление считаться с ним. А РПЦ МП и её подразделения эту ситуацию оборачивают себе на пользу. Если говорить конкретно о Югре и Ямале: если они уйдут в "автономное плавание", что тогда останется Тюменской епархии в плане экономических активов? 

- Какие назначения Вас удивили?

- Перемещение епископа Феофилакта из Смоленска в Пятигорск - в прямом смысле, на "пустое место". По лицу владыки Феофилакта видно, как эмоционально он переживает любые трагедии - будь то авиакатастрофа польского "борта № 1" или пожар в только что отстроенной церкви. Мне кажется, на Кавказе был бы уместен более харизматичный человек.

- Если Вы удивлены этому назначению, значит ли это, что Вы не находите ему объяснений?

- Вовсе нет. Мне представляется, что для реализации замыслов епископа Пантелеимона (Шатова) понадобилась епархия с развитой церковной инфраструктурой для превращения её в "полигон" по отработке "социально-партнёрских отношений" с госстуктурами. Понятно, что Патриарх самолично передал свою бывшую епархию.

Но кроме церковной инфраструктуры такая епархия должна ещё находиться поблизости от Москвы. Опять же, как образцово-показательная. К тому же, епископ Пантелеимон человек уже немолодой, всю жизнь прослуживший в Москве.

- Как Вы оцениваете перемещение архиепископа Зосимы из Элисты во Владикавказ?

– Я бы начал с другого – с создания самостоятельной Владикавказской епархии. Осетинская интеллигенция, общественность и власти СО-Алании давно выступали за создание епархии с центром во Владикавказе. И епископ из другого национального региона на данном этапе подходит на эту роль. Я, конечно, считал и считаю, что для этой роли более годился бы не русский (насколько я знаю, архиепископ Зосима - русский), а, скажем, православный армянин. Да, русские и осетины не находятся в конфликтных отношениях, но не надо забывать и того, что православие по версии РПЦ МП в России (в целом) позиционирует себя прежде всего как религия русских. Поэтому армянин-епископ во Владикавказе был бы более уместен. Хотя бы в силу своего личного опыта он сможет по-иному расставить акценты, снять излишнее напряжение. Но для меня назначение архиепископа Зосимы это тоже сигнал того, что в патриархии отдают себе отчёт в том, что православие осетин – это не православие русских.  

В любом случае, учреждение Владикавказской епархии даёт начало очень долгому процессу, который в отдалённой перспективе может завершиться созданием автономной Церкви в составе РПЦ МП, под юрисдикцией которой окажутся обе Осетии.

- Для архиепископа Феофана (Ашуркова) перемещение на Урал - явное понижение?

- Да, похоже, что так. В этом качестве он уже вряд ли сможет претендовать на членство в федеральной Общественной палате. Челябинская епархия непростая, я бы назвал её "уснувшей".

Беседовал Антон Свиридов,
для "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования