Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы "С христианской точки зрения" Радио "Свобода", священник УАПЦ(о) ЯКОВ КРОТОВ: "Экуменизм Патриарха Кирилла к реальной вселенскости отношения не имеет"


"Портал-Credo.Ru": Отец Яков, на днях Патриарх Кирилл принял в своей резиденции главу Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. Кардинал обсуждал с Патриархом, в частности, обмен студентами между российскими православными и католическими учебными заведениями в Европе. А вообще в активизации контактов Кирилла со Святым Престолом видят признак скорой встречи Патриарха и Папы и даже Вселенского Собора для противостояния "мультикультурализму" в Европе…

Священник Яков Кротов: Мне кажется, тут две разные вещи. Сугубо внутрицерковная – это попытка интегрироваться в международную богословскую систему посредством обмена. Но не думаю, что она окажется удачной, потому что Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, о котором идет речь с российской стороны, – все-таки достаточно новое явление, и по духу, конечно, он в европейскую структуру вряд ли впишется. Но это как раз самый мелочный вопрос, потому что в любом случае богословское образование сегодня к реальной церковной жизни имеет мало отношения.

Что касается Вселенского Собора, понятно, что это демагогия, он невозможен в ближайшие несколько тысяч лет. А вот что до совместного противостояния "мультикультурализму" - это тоже демагогия, но более опасная, потому что под этими разговорами кроется стремление создать единый фронт фундаменталистов против свободы. Причем эти разговоры еще и внутренне противоречивы, поскольку единый фронт против "мультикультурализма" подразумевает единую культуру, но культура Ратцингера и культура Гундяева – это две совершенно разные культуры. Культура немецкого профессора высоколобого и культура советского администратора – ну, в одну телегу, конечно, можно попытаться впрячь, скажем так, Гегеля и Фарцувкиша, условно говоря (был у Стругацких такой герой, похожий на Патриарха Кирилла), но телега никуда двигаться не будет.

Церковная история за две тысячи лет знала много таких совещаний, но они все исчезали безрезультатно. Зато люди проводят время, убивают его и за это ответят на Страшном Суде.

- А вообще сама идея экуменизма Вам близка?

- Я писал на эту тему много с 70-х годов и готов еще писать, но сегодня экуменизм мало кого интересует по двум причинам. Есть идея бюрократического, верхового, административного экуменизма, которая была рождена в колониальных условиях, как попытка "детей лейтенанта Шмидта", то есть нас, христиан, мирно проповедовать в условиях, скажем, Китая и других стран, куда доходят европейские миссионеры, стран, жители которых со смехом говорят: "Вы сначала между собой договоритесь, а потом обращайтесь к нам". И вот тогда и возникло желание как-то гармонизировать конфликты внутренние, чтобы они оставались внутренними, и не срамиться перед посторонними. Такой экуменизм – это, конечно, довольно лицемерное, бюрократическое и верхушечное явление. Есть ли он, нет ли его –  в конце концов, мне это безразлично.

Но есть и другой экуменизм – как реальное стремление и желание свидетельствовать о Христе и о Воскресении, поверх всяких барьеров. Это как раз то, что у фундаменталистов принято ехидно, саркастически называть "мультикультурализмом". Так вот, Евангелие – это такой же "мультикультурализм", "мульти" которого более быть не может. Такой экуменизм, я думаю, сегодня не то чтобы не нужен, а он просто уже восторжествовал явочным порядком. Это торжество реального понимания того, что Дух Божий намного выше человеческих о Нем представлений. И сопротивление этому как раз и отличает современных реакционеров от реакционеров XIX века. В этом смысле я даже сказал бы, что защищать современный экуменизм как-то странно, потому что он дисперсный, он как воздух, и - слава Богу. И попытки как-то его изгнать… – ну, как вы изгоните воздух?

Патриарх Кирилл в 70-80-е годы много сил отдал административным экуменическим тусовкам, но ездил он туда, посылаемый бюрократическими органами, потом перестал ездить. Сейчас вот вновь пытается что-то такое наладить. Но это всё псевдожизнь, и к реальному экуменизму и к реальной вселенскости это всё отношения не имеет.

А за Церковь я как-то спокоен, ее не разрушат даже попытки созвать Вселенский Собор.

Беседовал Феликс Шведовский,
для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования