Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир" ВАЛЕРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ: "Исламский фактор в каждой из арабских стран проявляет и будет проявлять себя по-разному"


"Портал-Credo.Ru": Пока никто из экспертов не дал однозначного ответа на вопрос, присутствует ли в нынешнем ближневосточном политическом кризисе религиозный фактор. И возможна ли исламская альтернатива нынешним арабским политическим режимам? Что Вы об этом думаете?

Валерий Емельянов: Я тоже не дам однозначного ответа. Речь идет о тотальном системном кризисе, обусловленном катастрофическим экономическим и социальным положением населения в арабских странах, спровоцированным, в первую очередь, действиями большинства режимов в этих странах, которые иначе как авторитарно-коррумпированными не назовешь.

Что же касается религиозного фактора,  то, во-первых, между арабскими странами, несмотря на этническое и языковое сходство, куда более значимы страновые и региональные различия. Это касается и религиозного фактора. В одних странах он более значим в политической и общественной жизни (это шариатские монархии Аравийского полуострова). В других - менее (это секулярные режимы Туниса, Египта, Сирии, Алжира и Иордании). Там, где исламский фактор на сегодняшний день значим в меньшей степени и является оппозиционным находящимся в коллапсе правящим режимам, там у него есть шансы стать альтернативой для политического будущего этих стран. Но только шанс, один из многих. Дело в том, что в качестве движущей силы протестов в этих странах выступает не - условно говоря - традиционное арабское общество, а "вестернезированно-модернизированная" молодежь, не находящая себе применения при существующем общественном устройстве. Она, возможно, и возьмет на вооружение какие-то темы и идеи из арсенала политического ислама, но это не будет радикальный фундаментализм.

Иная ситуация в Бахрейне, где общественный конфликт возник на религиозной почве, как разногласие между шиитским большинством страны (80% населения) и суннитской правящей династией аль-Халифа, которая не просто суннитская, а салафитско-фундаменталистская, имеющая тесные генетические связи с саудовской аристократией. В стране действуют законы шариата (хотя лично мне кажется более правильным понятием "законы фикха", ибо шариат - это, скорее, методология мусульманского права, чем само законодательство). В результате одним из требований шиитского большинства стало упразднение правовой шариатской системы в стране, введение секулярного законодательства. Для арабов-шиитов вообще, в отличие от их иранских единоверцев, характерно устремление к созданию секулярной политической системы. Возможно, и потому, что они уже испытали определенные неудобства в условиях действия суннитских норм шариата.

- А что Вы можете сказать о перспективах развития столь драматичной ситуации в Ливии с точки зрения религиозного фактора?

- Пока только одно - Аллаху алим, что можно перевести как "Бог ведает". Многие действия тамошнего режима, особенно в последние годы, - это предмет, скорее, пока еще не сформированной научной дисциплины под названием политическая психиатрия.

Да, Каддафи в свое время провозгласил джамахирию, своего рода исламско-социалистическую республику, зеленый государственный флаг и нормы шариата. Но, с другой стороны, в основе политической доктрины в этой стране лежит не столько Коран  и Сунна, сколько "Зеленая книга" самого лидера. А она - при более подробном рассмотрении - к исламу ничуть не ближе,чем, скажем, "Рухнама" незабвенного Туркменбаши. Перед нами - типичный леворадикальный "околомарксизм" или точнее - маоизм в зеленой "исламской" обложке.

На сегодняшний день оппозиция Каддафи сильна, равно как и не однородна. Существует около десятка оппозиционных сил как различного уровня религиозной ориентации, так и вполне секулярных. Поэтому выводы по Ливии можно будет сделать только после того, как определится ситуация с верховной политической властью.

Беседовал Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования