Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель Синодального хора РПЦ МП АЛЕКСЕЙ ПУЗАКОВ: "Появление Рождественского фестиваля - это продолжение замечательной инициативы, когда духовная музыка в дни великих праздников выходит за пределы храмов"


"Портал-Credo.Ru": Вы не могли бы рассказать, у кого впервые возникла идея проведения такого фестиваля?

Алексей Пузаков: Руководители фестиваля - Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Идея возникла у сотрудников Московского международного дома музыки (ММДМ). Потом эта идея была озвучена на встрече митрополита Илариона с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Идея получила поддержку у руководства ММДМ и благословение Патриарха Кирилла. Так она стала реализовываться, хотя надо сказать, что мысль о масштабном, серьезном Рождественском фестивале давно витала в воздухе и при тех или иных обстоятельствах иногда высказывалась. Можно вспомнить о концертах духовной музыки, которые проводил Поличенко еще в 1990-х годах, но это все-таки не носило характера масштабного международного фестиваля.

В 2011 году пройдет первый фестиваль, в котором, помимо российских коллективов, будут участвовать и зарубежные. Фестиваль станет не только международным, но и межконфессиональным. Он будет проходить в Москве с 9 по 23 января и будет связан именно с православной традицией празднования Рождества.

– То есть это была инициатива снизу?

– Да.

– А не является ли это своеобразным ответом на проведение Пасхального фестиваля Валерия Гергиева?

– Я думаю, что в искусстве трудно говорить о каких-то ответах, потому что все должны друг друга дополнять и поддерживать. Фестиваль, который проводит Гергиев, конечно, замечательный. Он стал уже традиционным, и его многие ждут. Появление Рождественского фестиваля - это, мне кажется, ни в коем случае не ответ, а продолжение этой замечательной инициативы, когда духовная музыка, в дни великих праздников, которыми являются послепасхальные дни и Святки, выходит за пределы храмов.

– Однако Пасхальный фестиваль мало ориентирован на духовную музыку – он "всеяден", а у Вас бóльшая ориентации именно на духовную музыку.

– Да, я бы сказал, что Пасхальный фестиваль – это, в первую очередь, симфонический фестиваль, к которому есть прекрасное дополнение в виде хоровой программы и звонильной недели. А Рождественский фестиваль, таким, каким он предстает в программе этого сезона, действительно полностью ориентирован на духовную классику и даже на современные поиски в этой области.

– А кто сумел договориться с зарубежными коллективами? Ведь тут обычно возникают достаточно серьезные проблемы, связанные с календарем, увязкой времени и т.д.? Должна была проводиться большая работа в короткие сроки. Кто этим занимался?

– Я бы не сказал, что это короткие сроки, потому что вся подготовка шла, по-моему, в течение восьми месяцев.

– Но для заключения музыкальных контрактов это не срок.

– Хотя, по российским меркам, это не так мало.

– По российским – да, но с зарубежными коллективами обычно контракты заключаются на несколько лет вперед.

- Здесь, конечно, такого не было. И все переговоры вела администрация Международного дома музыки.

– То есть это еще и личные связи Владимира Спивакова?

– Да, к тому же все это проходило при поддержке ОВЦС МП, велась переписка. К сожалению, в этом году в фестивале не смогла принять участие Сикстинская капелла Ватикана - в связи с переменами в руководстве этого коллектива, но есть надежда, что во Втором Рождественском фестивале этот знаменитый коллектив примет участие.

- Значит, это долгосрочный проект, который планируется сделать постоянным мероприятием. А кто его финансирует?

– Наверное, это можно найти в Интернете, на сайтах. На пресс-конференции не озвучивались имена спонсоров, я подозреваю, что средства выделяет правительство Москвы, потому что Дом музыки – это проект правительства Москвы.

– Сейчас сделаны уже какие-то заделы на фестиваль в следующем году, обсуждаются его участники?

- Про Сикстинскую капеллу я уже упомянул. Также есть желание пригласить знаменитый испанский хор мальчиков "Монсерат". Это коллективы, которые хотелось бы видеть в Москве на Рождественским фестивале. А далее время покажет.

– А по жанрам он не будет расширяться? Он будет только хоровой?

– Вполне возможно, что мы здесь услышим Рождественскую ораторию Баха, что, на мой взгляд, было бы неплохо. То есть, если говорить о том, в какую сторону может расширяться фестиваль, то это будет музыка духовная, христианская, но, конечно, это не будет ограничиваться традиционными песнопениями, к которым мы все привыкли. Фестиваль призван открывать что-то новое или что-то из того, что было создано в музыке, и, возможно, эти произведения также будут являться открытием.

– Вы возглавляете Синодальный хор, понятно, что он ориентирован на православную музыку, но кроме нее Ваш хор, в рамках Рождественского фестиваля, не будет ли исполнять еще и западную музыку, например?

– Я бы с удовольствием исполнил какие-то произведения Баха, если бы их предложили исполнить в следующем сезоне. Я иногда вспоминаю, что дореволюционный синодальный хор исполнял си-минорную мессу.

– В программе фестиваля названы только коллективы. А кого-нибудь из ярких солистов-вокалистов планируется привлечь к фестивалю?

– По-моему, в фестивале будет принимать участие довольно известная сейчас певица Белукова – это надо посмотреть на сайте фестиваля – в заключительном концерте, которым будет дирижировать Спиваков.

Но, мне кажется, в принципе, было бы замечательно, чтобы в фестивале принимали участие артисты оперной сцены.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования