Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор газеты "Мирская Жизнь", заместитель главного редактора газеты "Вечерняя Москва" ЕВГЕНИЙ СТРЕЛЬЧИК: "Я ориентируюсь на "несерьезный интерес" к Православию"


Наш портал уже сообщал о выходе пилотного номера газеты "Мирская жизнь", которую ее главный редактор Евгений Стрельчик определил "как газету для тех, кто хочет верить" Евгений Стрельчик отвечает на вопросы корреспондента Портала-Credo.Ru.

В вашем обращении редактора в пробном номере, проходит мысль, что газета "Мирская жизнь" ориентирована не на воцерковленных читателей. Вы считаете, что среди светских, секулярных людей, так и не сделавших за столько лет религиозной свободы своего выбора, остается серьезный интерес к православию?

Я бы не проводил жесткой градации потенциальных читателей новой газеты. Насколько они воцерковлены, и как серьезен их интерес к вере, именно к вере, а не только к православию. Отсутствие "серьезного интереса", на мой взгляд, результат неправильной информационной политики, которую проводила в последние годы ведущая церковь - РПЦ. Но у нас разговор о другом. Я планирую делать просто интересную газету, конечно, с учетом ее тематической особенности. А так как люди, живущее на европейской части России, позиционируют себя православными, то и "Мирская жизнь" будет писать о большей степени именно, о православии. И еще одна ошибка в вопросе. Остался или нет "серьезный интерес к православию", меня не очень сильно волнует. Дело в том, что я ставлю себе обратный знак, может это звучит комично, но я ориентируюсь именно на несерьезный интерес к этой теме. Несерьезный, не значит примитивный, несерьезный ‑ это простой, доходчивый, любопытный…

И не обязательно чтобы читатель должен быть верующим, и стоять в размышлении перед проблемой своего религиозного выбора. Больше всего люди читают о спорте, кино и о здоровом образе жизни, но при этом нельзя утверждать, что все они все играют в футбол, снимают боевики и обожают фитнес.

Преследует ли, в таком случае, ваша газета миссионерские цели?

Есть любопытное выказывание, которое стало популярно несколько лет назад, когда в РПЦ широко обсуждалась проблема младостарчества. Это высказывание сводилось к роли священника в его наставлении к прихожанину: он должен его вести по пути его духовного роста, и когда человек приходит к Богу, батюшка должен отойти в сторону. Так и некая сверхзадача "Мирской жизни", доверительно разговаривая с читателем, создать ему комфортные условия, если можно так сказать, сняв неприятные комплексы в обывательском восприятии веры, подвести его к дверям церкви. А там пусть он уже сам решает, что делать: может обратиться за советом к священнику, может начать читать умные книги, а может улыбнуться и забыть обо всем. Хотя я уверен, что последний вариант будет редкостью. А потому, я могу согласиться, что "Мирская жизнь" по своей сути – миссионерское издание.

Намерены ли вы придерживаться лояльности священноначалию РПЦ МП или готовы объективно освещать все стороны церковной жизни, в том числе негативные? Имеет ли ваша газета, так сказать, юрисдикционную принадлежность?

Мне понятна некоторая острота этого вопроса. Однако, ее адресный посыл неверный. Дело в том, что я не ставлю перед собой задачу выяснения "чья вера или чья юрисдикция правильней?"… Могу сказать более, даже конфессиональная принадлежность не столь важна… Дело в том, что "такие" СМИ уже есть, у них есть своя аудитория, за ними стоят определенные силы, которым важно провести свои идеи в массы. С "Мирской жизнью" дело обстоит по - другому. Не ее задача "объективно" освещать все стороны церковной жизни Московского патриархата, да и любой другой конфессии.

Конечно, главная линия будет уделена христианству, и православию, Московскому патриархату. Дело не столько в том, что я считаю себя членом этой церкви, сколько в том, что большинство наших потенциальных читателей, повторюсь, себя таковыми и считает, а это для меня главное. А поэтому я буду стремиться к налаживанию и развитию тесных и всестороннихи доверительных контактов со священноначалиемРПЦ МП, хотя надписи "издается по благословению" под логотипом "Мирская жизнь" не будет.

Я хочу делать просто увлекательную газету. Уверен, что человеку, который покупает газету на лотке перед входом в метро, неинтересно будет читать про нюансы церковной политики, но уверен, что его волнует: когда у него (или его начальника) день ангела, как окрестить ребенка, как помянуть умершего родственника, кому и как помолиться перед экзаменом, и какая молитва (икона), поможет излечить от алкоголизма…

Плюс к этому ‑ набор тем, глубоко проработанный СМИ за последние годы. Тут и криминал, секс, тайны, чудеса… И в любом контексте – присутствие известных и популярных личностей, нюсмейкеров, звезд.

А чего не будет? О том, что неинтересно, или уже сполна отработано журналистами, набило российскому читателю оскомину. Среди таких тем: сотрудничество РПЦ и КГБ, торговля табаком, необычные сексуальные пристрастия епископов, церковно-государственные отношения, глубинные богословские проблемы…

Кто сотрудничает с вашей газетой - уже знакомые читателю религиозные журналисты, круг которых весьма узок, или у есть и новые имена"?

Когда я учился журналистике, то штудировал известную работу Ленина, в который сказано: "газета это не только агитатор, но и организатор…". В этом я согласен с вождем мирового пролетариата. Посмотрите, сколько сегодня появляется изданий, которые оторваны от жизни, от читателей. В основе их выхода в свет лежит лишь прихоть того или иного олигарха или талант лихого пиарщика, который под выборы умело раскручивает партийный бюджет… Я хотел бы объединить усилия журналистов, которые придерживаются разных взглядов. На страницах "Мирской жизни" будут печать только те материалы, которые, на мой взгляд, интересны массовому читателю. И таких тем у каждого из них накопилось много. Я приветствую всех журналистов, которые могут разговорить известного артиста, политика, писателя об его поездки в монастырь, или о том, с каким чувством он пришел в храм окрестить внучку или о том, почему спустя четверть века после свадьбы он решил повенчаться.

Не скрою, но я рассчитываю и на то, что газета "Мирская жизнь" обретет поддержку и на приходах, у отцов-настоятелей. Ведь именно их пастырский опыт наиболее интересен и поучителен.

Если не секрет, на какую финансовую базу вы опираетесь?

Издание осуществляется в рамках "Концерна "Вечерняя Москва".

"Мирская жизнь" совершенно аполитична или у нее есть какие-то идеологические предпочтения?

Наверное, все же первое, газета ‑ аполитична. Хотя в наше время трудно остаться в стороне, а потому зарекаться не буду. Мнения политиков, те, что широко известны, пусть даже с разных флангов, мне интересны только в области их личного религиозного опыта, а если редакции предлагают выдержки из партийных программ, то это уже рекламный материал. Трудно называть околорелигиозное издание демократическим и либеральным, это конечно не так. Могу сказать, что мы не будем такие как "Русский дом", "Радонеж". "Мирскую жизнь" нельзя ставить рядом и с "НГ-религии", так же как и с "Церковным вестником" и "Православной Москвой".

Намерены ли вы освещать (и если да, то как) жизнь неправославных конфессий?

Само понятие "освещать жизнь конфессий" не верно. Если мы берем на себя такую ответственность, то следовательно, пропуск того или иного событие в той или иной Церкви, станет показателем нашей профессиональной непригодности. А потом, будем честны, почему независимое издания обязано это делать? Идея издания не во всеядности, не в попытках охватить все и вся, а только в том, чтобы писать о самом интересном, увлекательном, забавном… А в какой конфессии это произошло, не принципиально. Покажу на примере. Тема "сотворение мира" ‑ как это видят в христианстве, иудаизме, исламе… Сексуальные отношения ‑ вновь разные конфессиональные установки… Кулинарные советы ‑ тут просто пальчики оближешь… Или еще примеры: актриса Татьяна Васильева, рассказывает об еврейских традициях в своей семье, а Екатерина Васильева о том как она пришла к православной вере. А еще: Том Круз, Гир, Грибещиков, Михалков, Кобзон, Конюхов, Бурляев...

Когда можно ждать выхода первого номера газеты? Какие сложности необходимо преодолеть, чтобы он увидел свет?

Российский рынок печатных СМИ, очень сложный. Следует отметить, что "Мирская жизнь" ‑ это не плод некой политической кампании, а результат моих размышлений и твердой уверенности, что такая газета нужна и будет востребована. А так как ее производство строится исключительно по требованиям рынка, здесь нужна осторожность и взвешенность. Главная проблема для газеты дойти до массового читателя, а потому сейчас идет процесс сбора тиражных заявок. Думаю, эта работа сильно не затянется, и в ноябре выйдет первый номер.

Чем, по-вашему, должны в первую очередь руководствоваться журналисты, пишущие о религии, - общепринятыми нормами светской журналистики (отделение факта от комментария, представление разных точек зрение на одно событие...) или своими религиозными убеждениями?

Этот вопрос не связан с изданием "Мирской жизни", он скорее мировоззренческий, чем профессиональный. Ответа на этот вопрос, на мой взгляд, так и не смогли найти журналисты с 1988 года.

Дело в том, что развитие религиозной составляющей в нашем обществе не изменило "потребление" информации о религии и церкви, тем не стимулировало ее производство и распространение. После крушение коммунизма в СМИ появились отделы-рубрики, посвященные вопросам экономики, криминала, светской жизни и т.п.,при этом публикации по религии до сих пор носят спонтанный и необязательный характер, и как следствие, полны ошибок и апокрифов.

В светских СМИ журналист пишет с позиции издателя, в котором служит. Хотя за эти годы очень многие из тех, кто случайно стали писать по этой теме, обретали веру, а, следовательно, переставали быть объективными, превратились в апологетов. А вот когда развитое религиозное самосознание журналиста вступает в противоречие с установкой начальства, он увольняется или начинает писать о… спорте. Есть у него и иной вариант - пойти работать в приходскую газету.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования