Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Первоиерарх РПЦЗ(А) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский АГАФАНГЕЛ: "Понятно, что в ближайшие дни "осколки" РПЦЗ не объединятся, это требует длительного роста каждой юрисдикции"


"Портал-Credo.Ru": Владыко, конференция "Русская Зарубежная Церковь в современном мире" задумывалась Вами как встреча представителей разных юрисдикций, ведущих свое происхождение от исторической Зарубежной Церкви. Однако приехало всего два человека, представляющих иную юрисдикцию, отличную от Вашей Церкви. Нет ли у Вас какого-то разочарования из-за того, что эта инициатива не вызывала энтузиазма в других "осколках"?

Митрополит Агафангел: Если смотреть на сегодняшнее апостасийное время, когда всем все безразлично, и на словах героев очень много, а в делах таких героев практически не встретишь, то, наоборот, то, что приехало два человека, я считаю большим нашим успехом, что мы все-таки что-то смогли сделать. Мы эту конференцию запланировали давно, и все-таки мы ее провели, как бы то ни было. Я надеюсь, что это придаст какие-то силы, душевные или духовные, другим, и что в этот диалог включатся представители других направлений, которые отошли в свое время от Зарубежной Церкви. Так что, наоборот, меня это очень удовлетворяет, и определенного рода оптимизм есть от нашей встречи.

- Был у Вас какой-нибудь опыт контактов с другими юрисдикциями после 17 мая 2007 г.?

- Я встречался с архиепископом Владимиром и с несколькими говорил по телефону. Но прямых контактов не было, обычно через Интернет или через каких-то людей какую-то информацию получали друг о друге. Конечно, лучше, когда прямая информация.

Все считают себя правыми. Нет такого человека, который бы считал, что он исповедует какую-то неправду. Сколько людей — столько правд. И чтобы прийти к какому-то общему мнению, надо, чтобы эти люди между собой встретились, и каждый постарался бы убедить другого в своей правоте. Потому что истина одна — Христос, и чтобы прийти ко Христу, надо каким-то образом приходить к общему мнению со святой православной Церковью. Но это не так просто сделать, как кажется, потому что мы видим сейчас это дробление, разделение. И каждый свою правоту при этом проводит. Ясно, что это неправильно, что столько разделений, и не могут быть все правы в этой ситуации. Поэтому надо стараться выяснять истину, для того и собирали Соборы, например.

Мы должны тоже идти таким путем, а не говорить, что все кругом заблуждаются, только мы одни правы. Я считаю, что мы не можем так о себе говорить. О нашей правоте должны свидетельствовать другие. Нужно стараться выслушать всех и после этого сделать какой-то правильный вывод. Нам кажется, что мы все знаем, что мы ни в чем не отступили, что все наши действия правильные. Но давайте послушаем, что о нас говорят другие. И еще раз посмотрим на свои действия.

Сейчас мы видим, что все, с кем мы пытаемся говорить, считают, что правильно все, что они делают. И они считают, что мы что-то делаем не так, от чего-то должны отказаться, от чего-то мы должны отречься. Например, мы принимаем все постановления Зарубежной Церкви, а некоторые считают, что у РПЦЗ были неправильные постановления, и что мы должны от них отречься.

Я считаю, что говорить об этом можно, но ставить это условием для разговора, конечно, неправильно.

- А с чьей стороны были такие условия?

- Я не хочу прямо указывать, но было такое.

- Чем закончились Ваши собеседования с архиепископом Владимиром, председателем Синода РПЦЗ(В), о которых Вы упомянули?

- Мы договорились о том, что мы будем стараться сближаться, выяснять позицию друг друга. Но, к сожалению, архиепископ Владимир не выполнил этого договора. Через какое-то время мы прочитали страшное обличение в наш адрес, подписанное им. После этого я не знаю, как с ним разговаривать.

- Одесса известна как один из центров православия русской традиции вне Московской патриархии. Здесь долго жил архиепископ Лазарь (Журбенко), здесь находится один из центров РИПЦ. Как складываются Ваши отношения с ней?

- К сожалению, никак не складываются. Я предлагал Архиепископу Тихону, председателю Синода РИПЦ, чтобы, когда он здесь бывает, он со мной связывался, и мы могли бы встречаться и просто говорить. Но я только сейчас узнал, что он тут был, у них неделю назад был Собор, и они уже неделю как уехали отсюда. Как можно с ним говорить, если он не идет на контакт?

- И Вы пока не видите какого-то выхода из этого положения в отношении РИПЦ?

- К нам присоединились два епископа, которые раньше были в РИПЦ и которые хотят оставаться в Зарубежной Церкви. Они говорят, что РИПЦ далеко отошла от традиций Зарубежной Церкви, что это уже какая-то новая Церковь, они объявили себя другой Церковью.

Я направлял Архиепископу Тихону письмо с предложением о встрече. Он сначала ответил, что готов встретиться, но потом было объявлено, что создана какая-то комиссия по диалогу с нами, и комиссия решит, встречаться нам или нет. И мне было обещано официальным письмом, что комиссия сообщит свое решение, но пока никакого решения от этой комиссии к нам не поступило, так что мы ждем.

- Правда ли, что Вы отказались от традиционного для Зарубежного Синода восприятия всех "осколков", выходящих из РПЦЗ, как расколов? Что Вы придерживаетесь более икономичного, мягкого взгляда?

- Это не я, это наш Синод постановил и в своем послании продекларировал, что мы не осуждаем тех, кто ушел раньше. Мы готовы не ставить им в вину то, что они отошли до 2007 г. от Синода Митрополита Лавра. Для нас это не является причиной, сдерживающей диалог. Это и мое личное мнение. Мы в этом вопросе должны быть терпимы и снисходительны, потому что эти люди, и я был тому свидетелем, были принуждены покинуть Зарубежную Церковь. Строго говоря, они должны были терпеть, но не у всех было терпение.

Сейчас ситуация изменилась, и мы призываем их всех к разговору, к диалогу, чтобы каким-то образом, если получится, попытаться вернуться к той Зарубежной Церкви, из которой они когда-то уходили.

- Есть ли у Вас какое-то представление о модели восстановления будущего единства? Должно ли это быть вхождение "осколков" в состав какой-то единой церковно-административной структуры? Или Вы готовы допустить конфедеративное общение при сохранении самостоятельных церковных администраций, которые уже сложились?

- Конечно, в настоящий момент мы смотрим на объединение как на возвращение к той Зарубежной Церкви, из которой уходили. Пока я вижу только одну платформу — это возвращение в Зарубежную Церковь. Пока мы так на это смотрим.

Конечно, я прекрасно понимаю, что из РПАЦ уже не сделаешь Зарубежную Церковь, потому что прошло уже достаточно времени, сложились свои традиции. Конечно, нереально требовать, чтобы они возвращались в Зарубежную Церковь, но все-таки мы хотим привлечь внимание к нашей инициативе — возвращение в Зарубежную Церковь в дораскольном состоянии, чтобы принять ее такой, какой она была, и в эту Церковь вернуться. Это наша платформа для объединения.

Дальше это будет меняться, может быть. Но на данном этапе я не вижу другого подхода. Если мы будем иметь какой-то другой подход, то, конечно, это внесет очень большое смущение в нашу паству. Нас будут обвинять, что мы отступили от традиций Зарубежной Церкви, что мы какие-то новшества вводим. А пройдет какое-то время, и мы уже будем сообразовываться с теми реалиями, которые возникнут. Понятно, что в ближайшие дни никто не объединится, что это требует длительного роста каждой юрисдикции. Каждая из них переживала свой расцвет, некоторые сейчас переживают свой закат. То есть это процесс, который требует времени. Будем надеяться на Бога, что Он все-таки нас всех вразумит.

- Удовлетворены ли Вы уровнем докладов и характером дискуссий, которые здесь, на конференции, происходят? Не раздражает ли Вас слишком настойчивое муссирование темы киприанизма представителями РПАЦ?

- Я удовлетворен. Это доклады, выдержанные в рамках здравого смысла, и слава Богу. А тема киприанизма действительно волнует больше не нас, а тех, кто отошел раньше. Их волнует, и они задают эти вопросы, а мы стараемся объяснить свою позицию. Я не считаю, что киприанизм — это какая-то ересь. И пока меня еще никто не убедил в том, что он является ересью. Наоборот, я считаю, что это здравое, православное, церковное вероучение, которое соответствует традиции Зарубежной Церкви.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования