Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. царя-мученика Николая (РПАЦ) в Москве протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "То, что такие искренние люди, как Питирим, возвышают свой голос, означает, что Московская патриархия не полностью превратилась в бюрократического монстра"


"Портал-Credo.Ru": В СМИ появилось интервью епископа Сыктывкарского Питирима, в котором он говорит довольно интересные вещи о Московской патриархии, в частности, критикует экуменизм. Как бы Вы могли прокомментировать это интервью?

Протоиерей Михаил Ардов: По сути, епископ Питирим - это совершенно советский человек, и он демонстрирует то, что открыл великий писатель Оруэлл, – двоемыслие. Потому что, с одной стороны, он заявляет, что он антиэкуменист, а с другой стороны, он неслыханно послушен и неслыханно восхищается Патриархом Кириллом, который экуменист, можно сказать, с младых ногтей, который ведет вверенную ему паству к некоему земному единству христиан в экуменической псевдоцеркви.

При этом видно, что Питирим - человек искренний, действительно в этом вопросе отчасти похож на епископа Диомида, но, понимаете, это все, что называется, яйца выеденного не стоит. Он действительно искренний и неплохой человек сам по себе. Но, когда ко мне подходят и говорят: почему же вы не с Московской патриархией, ведь в патриархии так много хороших, искренних батюшек, которые трудятся на приходах, помогают людям, строят храмы и ремонтируют их, - я на это отвечаю: во время оно, при советской власти, я знавал директоров фабрик, председателей колхозов, членов партии, которые действительно были честными, искренними, делали свое дело, пытались помогать людям, но от наличия какого бы то ни было количества таких людей преступная организация КПСС/ВКП(б) не переставала быть преступной. И вот это я переношу на патриархию и на таких искренних деятелей в ее лоне.

– Тем не менее, епископ Питирим еще интересен тем, что ведет большую работу среди молодежи. Судя по этому интервью, он использует современные методы коммуникации - Интернет и социальные сети. Некоторые его за это осуждают. Как Вы считаете, оправданно ли использование современных технических решений в деле миссионерства?

– Вообще говоря, я думаю, что, безусловно, да. Миссионерство – это вещь необходимая, и, как говорил покойный, замечательно умный и духовный святитель Григорий (Граббе), проповедь уместна где бы то ни было. Но при этом надо все-таки реально отдавать себе отчет в том, что мы живем в постхристианские времена. И что бы там ни вытворяли протодиакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко) и кто-то там еще, – результат будет минимальным. Потому что в этом мире христианство почти никого не интересует. Это будут единицы, но существенного прибавления церковной паствы я не предвижу.

– Но дело же не только в численном прибавлении, есть еще и качественное?

– Да, разумеется, но и это тоже довольно бесперспективная вещь. Потому что бóльшая часть вообще нашей паствы находится на стадии обрядоверия, воспринимает православие как атрибут русской истории и русского народа. А воспринимать как это положено, по-евангельски, как "единое на потребу", это очень и очень мало людей примут.

Безусловно, Вы правы, что главная наша миссия – внутри Церкви, среди практикующих христиан. Но это тоже очень трудно и почти безнадежно.

– Какой же путь жизни христианства в нынешних условиях Вы видите?

– Такой, какой нам заповедали святые отцы и Евангелие. Господь говорит: "Когда Я приду во второй раз, найду ли я веру на земле?" Я думаю, что ничего хорошего ни с внешней, ни с внутренней стороны христианство не ждет.

– Значит надо сложить руки?

– Руки складывать не надо. Надо делать свое дело, но реально оценивать шансы и смотреть реально на вещи и на мир. Великий святитель Игнатий Брянчанинов, который еще 150 лет тому назад, говоря о падении монастырей, падении христианства в Российской империи тогда еще, сказал очень важную и, я бы сказал, отчасти страшную фразу: "Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса". Эту фразу процитировал св. новомученик Михаил Александрович Новоселов, который наблюдал уже церковную жизнь ХХ века. Увы, все это весьма и весьма актуально.

Христианство становится уделом немногих, интересует немногих. А, кроме того, то, что на смену морали идет политкорректность, тоже добивает христианство. Когда требуют убирать распятия из комнат, когда нельзя праздновать публично христианские праздники, нельзя поздравлять с Рождеством, а надо говорить "счастливого праздника" и т.д. Это тоже совершенно определенный процесс.

– Но появление в РПЦ МП таких людей, как епископ Питирим, Вы все-таки расцениваете как положительное явление?

– Конечно. То, что такие искренние люди, как Питирим, возвышают свой голос, это означает, что Московская патриархия еще не полностью превратилась в этакого бюрократического монстра, что там есть действительно элементы какой-то духовной жизни. Но, в общем, это слабо обнадеживает. Это абсолютно не изменит общей картины. Тем более, при таком плотном сращивании аппарата патриархии с чиновничьим аппаратом нашего "казнокрадократского" государства.

– У епископа Диомида в свое время появилось довольно заметное число последователей, и священноначалие тогда очень забеспокоилось. Возможно ли сплочение какого-то числа последователей вокруг епископа Питирима?

– Думаю, что нет, тем более что он вряд ли пойдет так далеко, как епископ Диомид.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования