Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Бывший директор Музея-центра им. А.Д. Сахарова ЮРИЙ САМОДУРОВ: "Я очень рад, что в храме св. Татьяны открылась такая выставка: современное искусство играет гораздо более значимую роль, если его показывать за пределами музеев"


"Портал-Credo.Ru": Юрий Вадимович, недавно в храме Святой Татьяны при МГУ открылась выставка практически с теми же работами, которые в свое время были представлены в Музее-центре им. Сахарова. Тогда это вызвало скандал и даже судебные решения в отношении Вас. Как Вы можете прокомментировать открытие такой выставки при храме?

Юрий Самодуров:  Прежде всего, это громадная ошибка. Эта выставка абсолютно другая. И никаким образом — ни по экспонатам, ни по участникам — не связана с теми двумя выставками —"Осторожно, религия!" и "Запретное искусство", — которые проходили в Музее-центре им. Сахарова и которые вызвали преследования.

- Но, по крайней мере, пресса преподносит это именно так.

- Пресса абсолютно ошибается и абсолютно неточна. Только один из художников — Александр Сигутин — участвовал в выставке "Осторожно, религия" с одной работой, которая ни у кого не вызвала тогда никаких нареканий — не все работы вызвали нарекания.

Об этой выставке я читал в журнале "Артхроника" № 4 этого года, там ей посвящено довольно много материалов. На самой выставке я еще не был, но могу судить вот по этому журналу. Куратором этой выставки является Гор Чахал — известный художник. Он давно показывал на разных выставках религиозные по содержанию работы, но сделанные нерелигиозным, нетрадиционным современным языком. Но по содержанию они выражают религиозное настроение.

Я так понимаю, что участники этой выставки как раз и пытаются передать совершенно нетрадиционными, не свойственными религиозному искусству средствами, не свойственными иконографии, религиозной традиции, то содержание, которое можно назвать в какой-то мере религиозным. Думаю, что это так. Так я, во всяком случае, понял это. Это первое.

Второе. Сам я не выставке еще не был, но обязательно пойду. Я очень рад, что она там открылась, потому что, работая в Музее-центре им. Сахарова, я пришел к выводу, что современное искусство играет и может играть гораздо более значимую роль, если его показывать за пределами художественных музеев и галерей.

Конечно, проблематика этих работ должна быть как-то связана с контекстом тех учреждений, где эти выставки проходят. Поэтому этот шаг за пределы музеев и галерей я приветствую двумя руками, потому что, в какой-то мере, художественные музеи и галереи — это резервации для современного искусства.

И то, что Гору Чахалу удалось это показать в сотрудничестве с Церковью (это не в самом храме, а в притворе храма), мне кажется это очень важным.

Я сам сейчас сделал выставку в Воронежском университете, пытался предложить выставку для Медицинской академии.

- А что за выставка в Воронеже?

- "Ручная книга". Тематика в том, что для современного студенчества все, что за пределами Интернета, — это устаревшие средства хранения информации. Здесь разговор о книге не как о средстве хранения информации, а как об эстетическом, можно сказать, объекте, который ничем не заменим в качестве источника идей, мыслей, удовольствия. Книжная культура как первоатом космоса культуры.

У меня есть проекты для Военной академии: "Игра в солдатики для детей и взрослых". Пока мне только в школе удалось это показать. Этот шаг за пределы — показ выставки в церкви — в нашей стране это впервые, и мне кажется, что это очень важно, независимо от качества выставки. Я ее не видел, но по именам художников — это хорошие художники.

- Там только один из тех, кто принимал участие в выставке "Осторожно, религия"?

- Да, но, еще раз я повторю, что его работа абсолютно не вызывала нареканий ни с одной стороны. Там церковнославянской вязью было написано одно изречение. Здесь похожая работа, похожее изречение, выполненное в такой же манере.

- Насколько оно похоже?

- Похожее по художественной манере исполнения на славянскую вязь. Но смотрится, мне кажется, как-то очень интересно.

- А изречение у вас, в Сахаровском центре, было религиозного характера?

- Я не помню уже, но по духу оно отвечало славянской вязи. Это было что-то серьезное. Здесь то же самое. Может быть, это обыгрывается какая-то идея. Но, во всяком случае, работы были такие.

У него много других работ, посвященных религиозной проблематике. Я видел его работы на нескольких выставках. И это очень интересные, серьезные работы с религиозным настроением.

- То есть вся эта шумиха весьма искусственно создана?

- Она создана искусственно в том отношении, что говорят, что есть какие-то пересечения с теми выставками, которые были в Музее-центре Сахарова. Это абсолютная ложь. А что правда, так это то, что уже практически в день открытия выставки было заседание суда, на суде ко мне подошел один из наших оппонентов, Владимир Сергеев. Как ни странно, у нас с ним нормальные отношения, несмотря на идеологические разногласия. Он показал мне — у него был айфон — подписи 20-25 священников, не знаю точно, сколько их было, которые выступили против этой выставки. Когда я спросил: "Почему?", то он ответил, что "они рассматривают это как модернизацию, а это неприемлемо".То есть модернизация Церкви неприемлема.

То есть такое отношение к ней явно будет и уже присутствует со стороны многих священнослужителей.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования