Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Зам. главного редактора журнала «Ислам» АЛИ-ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН: «В исламе мы против, чтобы жестко регламентировалась религиозная жизнь сверху донизу»


"Портал–Credo.Ru": Сейчас активно обсуждается вопрос об объединении отдельных Духовных управлений мусульман регионов России в единую централизованную структуру. Поддерживаете ли Вы это объединение?

Али-Вячеслав Полосин: Разумеется! Объединение всегда лучше разъединения. Стремление к единству заложено и в Коране. Поэтому как оптимальный порядок вещей, безусловно, поддерживаю. Но на сегодня столько много всего наворочено во взаимоотношениях между различными мусульманскими организациями, что путь этот, конечно, не может быть простым.

– А что конкретно сегодня мешает этому объединению?

– Конкретно этому мешает многое. Во-первых, психология отдельных религиозных руководителей. Во-вторых, вполне естественно, и некоторых светских людей, желание начальников не утратить частичку своей власти, своих полномочий, привилегий. В-третьих, какие-то объективные причины, внешние факторы, которые этому препятствуют.

– Коран не предполагает никакой иерархии священнослужителей в исламе.

– В исламе иерархия не обусловлена догматически, вероучительно, как это предусмотрено в христианстве. Там без посредства священников невозможен доступ к таинствам. В исламе этого нет. Но объективный факт – в жизни это есть.

Если мы посмотрим на мусульманские страны, то там везде есть какой-нибудь верховный муфтий, или министр по религии, или какой-то шейх, издающий фетвы. Везде определенные структуры есть, без которых невозможно обойтись. Вопрос только в мере, в пропорции. В исламе мы против того, чтобы так жестко регламентировалась религиозная жизнь сверху донизу тотальным образом. Но вопросы фетв должны быть структурированы вертикально.

– Какую роль в этом процессе играет мусульманская общественность, например Фонд поддержки исламской культуры?

– Формально в этом процессе этот Фонд никакой роли не играет. Роль фонда – финансировать те или иные проекты. Здесь он ничего не финансирует. Что касается мусульманской общественности, то она, к сожалению, очень мало представлена в этом процессе объединения ДУМов. Возможно, поэтому он идет труднее, чем хотелось бы. Если бы больше активных мусульманских организаций, ассоциаций, движений участвовали в этом процессе совместно с муфтиями, имамами, имам-хатыбами, то, наверное, процесс шел бы лучше.

– Какие пути привлечения мусульманской общественности к этому процессу Вы видите?

– Сами муфтии должны пригласить общественность участвовать в этом процессе. Известно пока, что в нем участвует Исламский культурный центр, который входит в Совет муфтиев России. Но есть же масса и других организаций, которые имеют определенный авторитет, особенно в регионах – в Сибири, на Урале, на юге России. Я имею в виду легальные организации, зарегистрированные, а не сомнительные, экстремистские.

Беседовал Владимир Ойвин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования