Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма святых Кирилла и Мефодия (РПЦЗ(А), Санкт-Петербург) священник АЛЕКСАНДР СМИРНОВ: "Внешне РПЦ МП как бы противится соединению с Римом, но внутренне готова к нему, особенно с приходом нынешнего Патриарха"


"Портал-Credo.Ru": Как Вы могли бы прокомментировать информацию о заключении новой – так называемой Критской - унии между представителями "мирового православия" и католической Церковью?

Священник Александр Смирнов: В документе, принятом в ходе собеседований на Крите, я вижу не столько реальное сближение позиций, сколько попытку словесно завуалировать имеющиеся противоречия между православием и католичеством. Хорошо известно, что на Востоке до 1054 года под первенством Рима понималось "первенство чести", то есть духовный авторитет предстоятелей Римской кафедры, а на Западе под первенством постепенно стали понимать "первенство власти" или "вселенскую юрисдикцию" Рима над всей Церковью, что рано или поздно не могло не привести к разрыву общения.

И сегодня, спустя почти тысячу лет, православие и католичество имеют принципиально различные экклесиологии: соборность в Духе и Истине (по крайней мере, в идеале) на православном Востоке и жёсткая авторитарная властная пирамида во главе с папой на католическом Западе, завершённая в конце XIX века совершенно еретическим с православной точки зрения догматом I Ватиканского собора о папской безошибочности в вопросах веры и нравственности.

Это и другие противоречия невозможно сгладить или, тем более, снять. И в этом смысле Критский документ - не уния (соединение Церквей), но вполне реальная очередная попытка тактического богословского перемирия. Такие попытки - с большим или меньшим успехом - постоянно предпринимаются с 1960-х годов и их результатом можно считать открытое молитвенное общение иерархов "мирового православия" с католическими иерархами и самим Римским папой. И на этом вполне апокалипсическом пути Критский документ - ещё один кирпичик в возводимое этими иерархами здание "церкви антихриста".

- Каковы могут быть последствия нынешнего сближения между иерархами Московской патриархии и Ватиканом?

- Московская патриархия изначально создавалась в 1927-43 гг. по авторитарному, а не соборному принципу, и тут она куда ближе к Ватикану, чем другие поместные Церкви "мирового православия". В последние годы мы наблюдаем снижение до нуля и без того весьма малой соборности в РПЦ МП: это и фактическая отмена института Поместных Соборов, которые должны регулярно собираться для свободного обсуждения и решения церковных проблем, и произвол епископата на епархиальном и приходском уровнях, и такой же произвол самоназначающегося Синода над епископатом, и нарастание бюрократизма и формализма на всех уровнях. Внешне, по инерции, РПЦ МП ещё как бы противится сближению с Римом, но внутренне уже готова к нему, особенно со вступлением на престол нынешнего Патриарха. Раздел сфер влияния в мире и особенно на постсоветском пространстве, совместные открытые и тайные акции, усиливающие политический вес партнёров - всё это, безусловно, привлекает верхушку РПЦ МП. А оборотная сторона "медали" - в виде отступления от православия и, тем самым, от Христа - этих людей волнует в последнюю очередь, если вообще волнует.

- Следует ли ожидать активного протеста со стороны верующих Московской патриархии в этой связи?

- То, что протест будет, это бесспорно. Но насколько он будет значим в масштабах РПЦ МП - большой вопрос. Паства Московской патриархии инертна, и эта инертность культивируется: как известно, в РПЦ МП "послушание выше поста и молитвы", а реально - выше всего. Поэтому протест малой активной части прихожан РПЦ МП часто гаснет и тонет в этом болоте.

Вспомним епископа Диомида: какое он вызвал широкое сочувствие у паствы РПЦ МП! И что? А ничего: пар ушёл в свисток, поговорили и забыли. РПЦ МП же как стояла, так и стоит.

Это не значит, что протест не нужен или бессмысленен: борьба за Истину имеет прежде всего огромный духовный смысл, как начало перехода человека из апостасийного "мирового православия" в православие настоящее, со Христом во главе.

Беседовал Олег Филатчев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования