Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный дирижёр Тихоокеанского симфонического оркестра, композитор и искусствовед МИХАИЛ АРКАДЬЕВ: "Митрополит Иларион создал неслыханный до сих пор для России музыкальный жанр, проявив при этом изрядный талант, чутье и творческую смелость"


"Портал-Credo.Ru": Михаил Александрович, как-то в беседе со мной после передачи в прямом эфире "С христианской точки зрения" у Якова Кротова Вы сказали, что Вам нравится то, что сочиняет митрополит Иларион (Алфеев). Чем являются его сочинения для православной музыки?

Михаил Аркадьев: "Страсти по Матфею" митрополита Илариона (Алфеева) – событие, несомненно, исторического значения для русской православной музыки. Владыка Иларион впервые разрушил, вернее, подверг "перестройке" ("деконструкции")безынстурментальный канон православного обихода. Создание русских "Страстей", причем внутри церковного космоса, само по себе событие из ряда вон выходящее. Но все дело в том, что и с музыкальной точки зрения музыка Илариона, как ни странно и неожиданно, тоже заслуживает внимания.

– Вы хвалили его "Страсти по Матфею". Я придерживаюсь другой точки зрения. Аргументируйте, пожалуйста, Вашу позицию.

– Музыке "Страстей" митрополита Илариона присуща внутренняя выразительность и строгость, которая привлекает слух тех, кто готов оценить эти довольно редкие музыкальные качества в современном музыкальном сочинительстве. И эта строгость преодолевает псевдострогость школьной формы, в том числе в вызвавших особенную критику откровенно "постбахианских" частях произведения, то есть в инструментальных фугах, сама мысль о которых могла бы показаться невозможной в рамках обычного представления о православной традиции.

Диалог православия и протестантизма, и догматический, и мистический, и музыкальный, имеет свои основательно позабытые, особенно современными меломанами, корни. Начало XIX века, зарождение славянофильства и его родного брата западничества самыми тонкими и крепкими нитями связаны с судьбой протестантской мысли и религиозности в России, а, следовательно, и с, пусть латентным, но сильным влиянием музыки Баха на русскую православную музыкальную традицию. Но я все это хотел бы отставить в сторону.

Я хочу со всей определенностью сказать, что не имеет ни малейшего значения попытка оценить музыку Илариона с позиции "профессиональных", школьных представлений. Музыка "Страстей" находится на грани и на переходе от обихода к профессиональному, но насыщенному каноническими ассоциациями музицированию. Музыка эта стоит того, чтобы ее слушать и исполнять, и она будет исполняться и слушаться долгие годы, пока существует традиция хорового исполнительства в России. Я совершенно не принимаю (мягко говоря) политическую роль РПЦ МП в современной российской истории, но я хотел бы поздравить РПЦ МП с тем, что, вопреки ее недопустимой политической практике, один из крупнейших ее иерархов митрополит Иларион создал неслыханный до сих пор для России музыкальный жанр, при этом проявив изрядный талант, чутье и творческую смелость. И это зачтется как РПЦ МП (может быть), так и самому митрополиту Илариону (без всяких сомнений).

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования