Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Совета Центра обществ сознания Кришны в России СЕРГЕЙ ЗУЕВ (Радха Дамодар дас): "Эйфория искусственного “оправославливания” страны, или такие жесты, когда члены правительства выходят со свечами, прошли"


Портал-Credo.Ru: Вы один из тех, кто пережил репрессии советского времени против кришнаитов. Как Вы оцениваете современное положение Вашей общины в России, когда начинается строительство полноценного вайшнавского храма в Москве?

Радха Дамодар дас: Это будет не только храм, это будет большой московский ведический культурный центр, который составляет значительную часть проекта, включающего также храм гаудийа-вайшнавизма. Это будет грандиозный проект, который покажет реальность этого учения, философии, практики в архитектуре, в смысле достойной репрезентации этого учения в Москве.

До сих пор у нас не было таких возможностей, но это стало возможно сейчас, через тридцать лет после приезда в СССР его Божественной милости Шрилы Прабхупады. Мы становимся свидетелями того, как одна из самых древних духовных традиций, эта жизнеутверждающая вайшнавская культура, которая обладает огромным потенциалом объединения людей, которая может помирить людей, входит в нашу жизнь. Это особенно важно в то время, когда страну раздирают этнические и религиозные конфликты.

В этом году мы в пятнадцатый раз официально отмечаем здесь Джанмаштами, день явления Кришны. Нам довелось пройти большой путь. В то время, когда мы присоединились к этому всемирному духовному движению, это было в начале 80-х годов, ничего не было. Были преследования со стороны КГБ, было настороженное внимание людей, не понимавших нас.

После Олимпиады 1980 года, когда первые вайшнавские общины стали образовываться, КГБ со страхом видел, что в России появилось новое духовное движение, которое не соответствует той идеологии, которая довлела в умах людей. Когда считалось, что рудименты религии должны отмереть, что нет социальной почвы для развития религии, вдруг возникает движение, которое начинает расти, привлекает интеллигенцию, художников, других творческих людей. Они боялись, потому что оно опровергало обветшавшую формулу, что у нас почти уже построили коммунизм, мы где-то на подступах, и вдруг выясняется, что люди искренне тянутся к глубинной духовной культуре, которая вообще была неизвестна в России.

И это удивило спецслужбы. Они с удивлением спрашивали: а что вами движет, почему вы этим интересуетесь, откуда в вас вера? Мы же тут семьдесят лет топтали, давили, убивали, крушили вас. И вдруг ростки появляются из-под асфальта - что это такое? Но план Господа осуществляется так, что атеисты всегда удивляются, разводят руками, думают: что происходит, почему это так, откуда это - мы же должны были уже вытравить все, уничтожить? Семьдесят лет в России происходил социальный эксперимент по уничтожению религии, и вдруг возникает религиозное движение, вайшнавизм, пять тысяч лет традиции, которая никогда не была известна в России. Это удивительная вещь, потому что в годы застоя у людей вообще затруднено было восприятие времени, что что-то новое вообще проникает сквозь этот занавес железный, и вдруг возникает такой освященный фонтан. И это просто перепугало в свое время КГБ.

Потом были репрессии, пострадали многие вайшнавы, были годы гонений, преследований, попыток запугать, были тюрьмы, несколько верующих наших погибло в тюрьмах. И затем, когда наступила пора перестройки, в 1989 году был издан закон "О реабилитации жертв политических репрессий", все были реабилитированы. Вайшнавы в целом были реабилитированы и зарегистрированы.

Я помню первую поездку, паломничество, в 1989 году в Индию. Это был прорыв для своего времени, ведь до нас не было ни одной крупной поездки вайшнавов в места паломничества. Были там по два-три человека, а здесь группа в 60 человек поехала в Индию. Я лично оформлял документы этой делегации, поэтому помню, что решение было принято на уровне правительства СССР. С огромными трудностями оформили визы и приехали в Индию. Нас принял премьер-министр Индии Раджив Ганди, мы проехали по многим городам, святым местам Индии, и, возвращаясь в Россию, мы поняли, что то, что у нас было в форме определенного такого чувства, желания, намерения, веры, стало превращаться в реальность. Мы увидели, что действительно мы соединились с этой культурой, которая реально может жить в нас и передаваться. Прошло не так много лет с тех пор, и мы являемся свидетелями того, что культурный центр в Москве строится, храм вайшнавский строится.

Портал-Credo.Ru: Какие у вас отношения с сикхами, с другими индийскими общинами?

Радха Дамодар дас: В рамках культурного центра, который будет занимать большую часть комплекса, планируется много мероприятий, которые могли бы объединять людей разных вероисповеданий и национальностей. У нас нет никакой закрытости. Эта древняя духовная традиция позволяет людям понять свою суть и жить вместе, помогать другим развиваться и прогрессировать. Мы приветствуем, когда в наших мероприятиях участвуют сикхи и шиваиты, вайшнавы других направлений. Они приходят к нам в гости, мы рады им. Это традиция Индии, которая была колыбелью веротерпимости, сотрудничества. На протяжении многих тысяч лет люди самых различных этносов – миллиард там живет, самые разные культуры, религии, национальности, и они достаточно мирно сосуществуют.

Чем более глубока философия, тем больше веротерпимость, уважение к другим, к тому, как люди выражают свои представления. Это характерная часть индуизма, потому что индуизм не подчеркивает различия, а подчеркивает стремление к Богу. Разные люди в разных традициях могут по-своему это выражать. В таких больших фестивалях, как Джанмаштами, люди приходят и выражают свое отношение к Творцу всего мира.

Портал-Credo.Ru: Как к вам относятся сейчас в России, есть здесь отличие от других стран бывшего СССР?

Радха Дамодар дас: В Туркмении, Узбекистане, Белоруссии есть негативные явления. Россия поразвитее, чем эти, так сказать, "осколочные" республики. Тут больше здравого смысла в подходе. Россия и Индия – стратегические партнеры, это играет важную роль в том, что культурный мост воспринимается нормально. Религиозные предрассудки и фанатизм характерны для узкого религиозного видения, а вайшнавизм – это широкое видение, принятие. Вайшнавизм держится на трех важных принципах, постулатах, которые могут быть приняты представителями любой религии: есть один Бог, он Отец всех, каждый из нас является частицей Бога, слугой Бога, мы можем служить Ему, сотрудничая вместе. Эти вещи универсальны в любой религии.

Мы считаем, что обращение представителей других конфессий к философии вайшнавизма не является актом отступления от веры, наоборот, это обогащение концепции преданности Богу. Мы к этому и стремимся, чтобы люди обогатили свою веру и могли служить Богу в соответствии со своими традициями.

На мой взгляд, в государстве сейчас наблюдается тенденция к более взвешенному отношению к религии, и какая-то эйфория искусственного "оправославливания" страны, или такие жесты, когда члены правительства выходят со свечами, прошли. Сейчас более взвешенно и серьезно стали смотреть на эти вопросы. Мне кажется, что это веление времени, что стали смотреть на явления, как они есть, не пытаясь политические реверансы делать, разыгрывать православную карту в предвыборной кампании.

Надо понять ту культуру, которую несет то или иное направление, и видеть результаты, которые она дает в жизни общества. Все хорошее, что есть, может быть впитано. Россия, в частности Москва, является точкой связи между Востоком и Западом. Она всегда была частично восточной и западной. Поэтому здесь не может быть какого-то канонического пространства, куда нельзя пущать тех или этих. Все это уже отжившие, обветшалые вещи, нельзя в реку истории войти дважды. Поэтому когда мы видим, что в наш многомиллионный город приходят люди самых разных культур, они несут некую квинтэссенцию, суть своей культуры, которая позволяет нам жить лучше, лучше ладить друг с другом. И это надо только приветствовать. По-моему, сейчас те, кто во власти, стали это понимать, это отрадно.

350 лет назад уже были контакты, индийские купцы торговали по Волге, и в России было три-четыре индуистских храма под патронажем Петра I. И Петр I сказал, что надо хранить эти очаги, потому что эти люди несут культуру, которая нам незнакома, в которой есть очень много благого. 220 лет назад была переведена "Бхагавад-гита" в России, в издательстве Новикова, известного русского просветителя.

Эти вещи не новы, они не упали с неба в 70-е или 80-е годы XX столетия. Культуры России и Индии – это соседние культуры, и менталитет наших людей очень близок. Поэтому русским людям часто нравится смотреть индийские фильмы. Просто близость, хотя и язык не понимают. Это своего рода страны-сестры в этом отношении. Эти сестры своеобразны, они могут привносить вкус, остроту, свежесть во взаимоотношения. Отношения России и Индии являются примером того, что Индия является одним из самых надежных наших стратегических партнеров на протяжении уже нескольких веков. Мы должны ценить, что страна с миллиардным населением, с древней культурой, дает нам возможность получать это благо.

Когда Шрила Прабхупада приехал на Запад, он сказал: я приехал на Запад не для того, чтобы изучать тут компьютеры или какие-то иные технические вещи, я привез то богатство, которого нет здесь, оно отсутствует, я привез духовные ценности, которые здесь утрачены: видение мира, гармонию, удовлетворенность души – то, чего не хватает людям, что каждый человек может воспринять, и это будет ему во благо. Я считаю, что мы наблюдаем сейчас интеграцию в культурной и духовной сфере, она позволяет людям воспринять те культурные ценности, которые могут сделать нас более счастливыми. Это очень благоприятно.

Портал-Credo.Ru: В самом деле, община вайшнавов в Москве находится на одном из первых мест по продаже книг среди других столиц?

Радха Дамодар дас: Да, мы вышли по результатам распространения на уровень 1996 года, когда был год столетия Шрилы Прабхупады. Этот процесс культурно-просветительского делания является одной из наших основ, потому что у нас активная вера - мы не только сами пытаемся спасаться, закрываясь, отгораживаясь от общества, но мы пытаемся дать веру многим людям, которые окружают нас. Мы видим их страдания, и мы пытаемся решать их проблемы, вооружить духовным знанием – это то, чего не хватает людям сейчас. Когда наблюдается безверие, какой-то вакуум в сердцах молодежи, который заполняется наркотиками, другими нежелательными вещами, мы даем людям возможность позитивной духовной альтернативы. Поэтому мы привлекаем людей.

Сейчас мы активно участвуем, пока летнее время, в фестивальных программах – Грушинский фестиваль, Яхрома, Серпуховский; в "Славянском базаре" участвуют наши белорусские общины. Наша религия предназначена для того, чтобы там, где скапливаются люди, прийти и дать духовные знания. Поэтому мы не чураемся каких-то скоплений людей, митингов, приходим и даем людям духовность. И они могут, осмыслив свою жизнь, делать правильные выводы и поступки.

Это то, что не выполняет, к сожалению, доминирующая здесь конфессия. Цель религии – научить людей жить счастливо, а не просто бороться с другими, говорить, мол, наша религия самая ортодоксальная, древняя или каноническая. Религия - это жизнь в Боге, с Богом, для того, чтобы стать счастливым, - и в религии вайшнавов это возможно. Многие люди пришли сюда, очистились от какой-то скверны, суеты, обрели ценности, которые позволяют им твердо стоять на ногах в жизни, решать свои реальные проблемы.

Портал-Credo.Ru: И сколько же общин вы насчитываете в России?

Радха Дамодар дас: В рамках ИСККОН сейчас зарегистрировано 98 общин, это религиозные организации достаточно крупные. Мы пересмотрели структурную политику своего общества и сделали акцент на том, чтобы развивать и небольшие приходы. Там, где нет крупных центров, мы развиваем небольшие группы и их у нас около 300, это помимо упомянутых выше зарегистрированных. Недавно мы производили статистические оценки и выяснили, что вайшнавы есть в 180 городах и населенных пунктах России. И идет постепенный рост – у нас появились сельскохозяйственные общины, в некоторых городах у нас по две общины уже образовалось, в шести городах – это Казань, Ярославль, Челябинск, Сочи, Ессентуки, где-то еще - строятся сейчас крупные храмы. Люди твердо устанавливаются на земле, выделяются площадки, строятся архитектурно красивые здания.

Центр в Москве будет очень красивым, это будет один из шедевров, который покажет культуру древней Индии. Там будет музей, концертный зал, для образовательных целей, для научных конференций, читальный зал, видеозал, будет не только возможность приходить в храм, но для людей откроются самые разные возможности соприкосновения с этой культурой.

Я думаю, что в Москве у нас даже больше 10 тысяч последователей. За время существования нашего общества мы распространили больше 11 миллионов книг по России. Это говорит о том, что охвачен достаточно большой круг людей. У нас региональная структура прорисовывается, 9 регионов выделено, которые компактно, автономно управляются, в регионах решают все духовные, образовательные, благотворительные вопросы. Идет, может быть, не такой взрывоподобный, как раньше, но осмысленный рост. Стало больше приходить интеллигенции во многих городах: студенты, научные сотрудники, творческая интеллигенция. Пожилые стали приходить. Люди думают, осмысленно выбирают эту традицию, видят в ней преимущества, возможности для своего духовного развития. Это радует.

Беседовал Валерий Никольский, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования