Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Комитета защиты свободы совести священник ГЛЕБ ЯКУНИН: "Для РПЦ МП было бы последовательным войти с католиками в полное евхаристическое общение, в том числе с греко-католиками в Украине"


"Портал-Credo.Ru": Как Вы относитесь к опубликованному документу Смешанной богословской комиссии по диалогу между католической и православной Церквами о примате Папы Римского?

Священник Глеб Якунин: То, что ныне Патриарх Кирилл очевидно встал на путь прорыва – кардинального сближения РПЦ МП с Римско-Католической Церковью – является естественным продолжением церковной политики его духовного наставника – митрополита Никодима (Ротова). Одновременно это вполне соответствует стилю Патриарха-реформатора.

– Насколько этот документ вписывается в историю взаимоотношений Римско-Католической и Русской Православной Церквей?

– Первое послесталинское сближение РПЦ МП и католиков произошло благодаря активным стараниям митрополита Никодима, когда Синод в 1961 году, а затем Поместный Собор 1971 г. приняли постановление о допущении католиков к причастию в православных храмах в случае острой необходимости. В дальнейшем, особенно с приходом к власти Алексия II и широким распространением антикатолических настроений в среде "снычевцев-диомидовцев", постановления 1961-го и 1971 гг. были забыты, а Патриарх Алексий II выступал категорически против визита понтифика в Россию. Безусловно, Патриарх боялся радикально настроенных фундаменталистов.

Левое крыло (вернее – слабое крылышко) либералов-реформаторов всегда с большим уважением относилось к католикам как к братьям по вере. Отец Александр Мень поддерживал личные отношения и переписывался с кардиналом Войтылой, будущим Папой Иоанном Павлом II, навещал его в Польше.

– Каков Ваш личный опыт общения с католиками?

– Я как правозащитник в ноябре 1978 г. помог литовским католическим священникам (Альфонсасу Сваринскасу, Сигитасу Тамкявичусу, ныне архиепископу, и их коллегам) организовать и провести первую московскую пресс-конференцию. С Сигитасом Тамкявичусом я имел честь сидеть в одном лагере № 37, многократно общался с Альфонсасом Сваринскасом. С обоими у меня были подлинно братские отношения, мы вместе боролись за свободу веры и Церкви. Они истинные христианские пастыри. Я помогал греко-католикам возвращать незаконно отнятые у них храмы. Иоанн Павел II принял нас с о. Георгием Эдельштейном в 1988 г. и выразил глубокое сочувствие к гонимым христианам в России и хорошее понимание современных проблем Русской Православной Церкви.

– Почему Патриарх Кирилл решился на столь радикальное сближение с католической Церковью, невзирая на мощную антикатолическую оппозицию в РПЦ МП?

– Проведенные административные реформы, новый приходской устав и другие начинания Патриарха не встретили пока никакого сопротивления в Церкви. Полное поражение епископа Диомида, символа оппозиции Патриарху Кириллу, показало, что серое консервативное большинство оказалось не способным организовать сопротивление. Все это вдохновило Патриарха на еще более активные действия.

– Есть ли, на Ваш взгляд, перспектива у православно-католического сближения?

– Учитывая, что католики, как заявил кардинал Вальтер Каспер еще в 2004 г., готовы оказать некатоликам (в том числе и православным) "евхаристическое гостеприимство", было бы последовательным войти с католиками в полное евхаристическое общение, в том числе с греко-католиками в Украине. РПЦ МП могла бы сделать этот шаг самостоятельно, показав тем самым пример остальному православному миру. Пришло время пригласить Папу Бенедикта XVI в Москву, что послужило бы сближению и развитию диалога между Ватиканом и Москвой.

– Многие антиэкуменисты считают, что такое общение в таинствах означало бы простое принятие католичества. Так ли это?

– Евхаристическое общение вовсе не требует согласия по всем вопросам, в особенности по поводу принципов административного управления Церковью. При всем уважении к братьям-католикам, для меня, например, совершенно неприемлема выстроенная у них жесткая вертикаль власти.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"

  

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования