Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Музыкант МАША МЕДВЕДЕВА: "Когда отсутствует Дух Божий и молитвенность - это уж совсем плохо"


*(письмо из Франции) 

Никогда не думала, что придётся писать о положении Церкви во Франции. Но меня попросили многочисленные друзья, после того как познакомились на вашем Портале с двумя статьями: Н. И. Кривошеина и М.В. Жестковой. Эти люди намного старше меня и пережили больше. Я сама и мои друзья, все мы прихожане из новой "третьей" волны эмиграции. Мы ходим в храмы Вселенской Патриархии.

Мне было трудно прижиться в стране, но самое главное мне удалось найти "свой" приход. За последние 15 лет я, сменив несколько юрисдикций, прижилась в нём, многое узнала об истории русской эмиграции, церкви в изгнании, о людях которые много сделали для сохранения русской церкви и культуры. Но никогда не могла себе представить, что эти же люди будут с такой ненавистью и злобностью отвергать быть повёрнутым "лицом к России" и Матери Церкви.

Я с ужасом наблюдала и слушала, как милые старушки и франко-говорящие молодые православные, набросились на батюшек тех храмов, которые попытались поговорить и обсудить послание Патриарха.

Я не согласна с М.В.Жестковой, что обращение Патриарха "пришло не вовремя". Нет такого времени и расчёта. Приход Горбачёва был не кстати, падение СССР, может быть для коммунистов тоже было не во время (а мы уж перестали и надеяться!) и до сих пор вызывает ностальгию, ну и т.д.

На мой взгляд, что обращение Патриарха Алексия пришло как раз кстати! И его нужно обсуждать. Может быть, это совсем нежелательно таким людям как Н.А.Струве, М.Соллогуб (его статью я читала в НГ-Религии) и многими с "громкими фамилиями" их статьи были в Русской Мысли. Но ведь именно они ездят в Россию бесконечно, а теперь кажется, получили от Президента В.В.Путина настоящую бесплатную многократную визу. Их цель поездок связана не только с культурной программой и прославлением своих фамилий в России, но надеюсь и с молитвой за Россию. Именно они могли бы поделиться с "русскими невежественными" церковными людьми своим интеллектуальным багажом. Откудаже такое презрение и гордыня?

По многим аспектам это напоминает: "Не трогайте нас (может быть нашу секту?) и мы вас не тронем. Хотите молиться по-своему - ну молитесь. Храмов в Париже на всех хватит... идите в соседний!" Таких высказываний с их стороны последние месяцы было много.

И ещё, в своей статье М. Соллогуб говорит, что вернулось в страну, после того как она опять стала Россией – не так уж много русских. Я не совсем согласна с таким заявлением. Ведь вернулся сам А.И.Солженицын! Символ изгнания! А главное, что теперь и М.Соллогуб и Н.Струве и многие с "громкими фамилиями", кто опасались пересечь границу с СССР, теперь катаются в своё удовольствие, пишут в прессе, вещают по радио, высказываются, как хотят, ну и вообще ничего не страшатся. Разве это не есть доказательство, что в стране произошли перемены?

Могу их понять скорее в другом. Сама я, до сих пор приезжая в Россию и посещая храмы, чувствую это расстояние и "недоступность" священства. А ведь как нужно и как хочется быть ближе! И кажется, что на верхах, в Патриархии, ничего не происходит и "Перестройка" здесь ещё не началась. Кривошеин в своем тексте ссылается на недоступность священства в 50-70 годах. Мне трудно судить, я тогда не была церковна и была слишком молода. Но сейчас, на мой взгляд, отпугивает в России почти "обожествление" священнослужителей. Прихожане относятся к батюшкам, как к святым, а они вполне принимают это и даже культивируют этот примитивный подход. Хотя есть замечательные, умные и продвинутые батюшки, с которыми можно и душу излить и ума набраться. Но все они как бы в параллельном мире не соприкасаясь с ОВЦС, а, следовательно остаются незамеченными и видимо не очень желательными Патриархии. Но я уверена, что всё это просто необходимо пережить, пройдёт время и так называемое "митрополитбюро" скончается. Видимо "перестройка" у них ещё не началась.

Но вернусь к проблеме в Париже.

Как я понимаю (простите за простоту) дело ведь не в том в какой я православный русский храм пойду. А вопрос стоит в том, чтобы православие и традиции Богослужения сохранить и вернуться всем православным в лоно Матери Церкви. Многие из здешней эмиграции, хоть и молятся "о воссоединении церквей", но кажется, не понимают о чём идёт речь. Почему-то некоторые поняли, что призыв Патриарха имеет отношение к призыву вернуться в Россию, с которой никаких корней у них нет (так они заявляют)

Это чистая правда, что офранцуженные русские "тайные молитвы читают вслух(М.В.Жесткова), отсутствуют иконостасы и что перешли на григорианский календарь. А требования настойчивые служить по-французски усиливаются с каждым приходским собранием. Это нажим на настоятелей и нажим достаточно агрессивный. При моём искреннем удивлениии замечании о подобном новшестве, в детском лагере АСЕР (русское христианское движение)на меня стали шикать и возмущаться. Здесь, где сохранялись лучшие традиции русскости на протяжении всех десятилетий СССР,- русская речь давно забыта. А моё удивление было встречено как невежественность и отсталость.

Так может быть сменить таблички на парижских храмах и заменить их на "Православная французская, интеллектуальная церковь в изгнании". Хотя это не очень выгодно, потому что основной источник денежных вливаний всем французским вселенским приходам идёт именно от католиков. Они дают щедрой рукой именно под "фольклор и кокошники". Вселенскому Патриарху до нас далеко и "свобода", которую он нам дал, обернулась во вред всем. Свобода сменилась на анархию, запустение, грязь, разруху храмов и приходов. Священников не хватает, а громкие фамилии и семейные кланы, на которых держаться эти храмы, превратились в своего рода секты.

Более того, нам стало известно, что после выборов архиепископа Гавриила, многих прихожан и священников, которые выступали за обсуждение Обращения – вызывали на ковёр, запугивали и требовали прекратить "агитацию". Нам, которые жили в СССР это напоминает, о печальных годах диктатуры.

Могла бы ещё писать, да должна сдержаться. Интеллектуализм в церкви нужен, но когда отсутствует Дух Божий, и молитвенность - это уж совсем плохо.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования