Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Глава Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член Общественной палаты РФ МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: "Религиозная жизнь России в 2010 году усложнится, РПЦ МП попытается взять под контроль все религиозные структуры"


"Портал–Credo.Ru": Заканчивается 2009 год. Какие события в религиозной жизни этого года Вы считаете наиболее заметными?

Максим Шевченко: Самыми заметными событиями, безусловно, стали избрание Патриарха Русской Православной Церкви Московского патриархата и Поместный Собор РПЦ МП, который Патриарха избрал. Вторым по важности событием в религиозной жизни России стала активизация радикального ислама и темы тавхиды в северокавказских сепаратистских движениях.

Третьим результатом 2009 года стало то, что произошло в Иране, поскольку я воспринимаю как победу избрание Ахмадинежада, за которым стоят ветераны войны. Происходившее во время выборов Ахмадинежада – это события религиозной жизни, потому что все, кто его поддерживал, – верующие. Это люди, которые свою веру показали на полях войны. Они бросили вызов клерикальной группировке Хашеми Рафсанджани. Ведь либеральный дискурс в Иране исходит из ультраклерикального крыла уммы. И Ахмадинежад, и его люди одержали победу в этом конфликте. Дело достаточно серьезное и для политической жизни исламского мира, и для мира в целом. Это имеет серьезные последствия.

В христианском пространстве могу сказать, что очень отрадны некоторые тенденции в протестантском сообществе – в российском пятидесятничестве. Прежде всего, это здравые тенденции к объединению, консолидации и к внутреннему росту людей.

– Вы имеете в виду традиционных пятидесятников или тех, кого сейчас принято называть харизматами?

– Я их не делю. Я считаю, что это дворкинское деление условно и неверно. Все так или иначе ассоциируются с РОСХВЕ – и "Слово жизни", и все остальные. Есть там какие-то нюансы в служении, но в целом-то они мало отличаются. Я посмотрел десятки церквей по России.

На мой взгляд, произошло некое уменьшение влияния Берл Лазара и ХАБАД-любавичей в России. Это мои ощущения. Я не готов это точно анализировать, но какое-то легкое охлаждение в отношениях с властью по отношению к предыдущим годам можно ощутить по общему тону и по комментариям. Не так, чтобы Российский еврейский конгресс взял и отыграл все свои позиции. Этого тоже не произошло, но государство стало более сдержанно относиться к ФЕОР. Я не знаю, с чем это связано.

Нельзя не сказать об инициативе президента о введении уроков Основ религиозной культуры. Я уже не раз выражал свое мнение – я противник "Основ религиозной культуры" и сторонник "Закона Божьего". Это методологически совершенно разные предметы. "Основы религиозной культуры" - это взгляд на культуру, на всю историю человечества с точки зрения узкой группировки, которая говорит от имени православия, например, или любой другой религии. "Закон Божий" – это совершенно понятный и внятный предмет – это священная история, литургика, начала теологии. Каждая религия может создать свой учебник "Закона Божия": ислам, иудаизм и т.д. А вот прополку делать – это и будет настоящее разделение. Одно в православной культуре, одно в исламской культуре, одно в иудейской культуре – это разный взгляд на одно и то же событие, на одну и ту же историю. Интерпретация Гоголя и Достоевского с разных точек зрения. Мне кажется, это подмена других предметов. Причём подмена крайне опасная – теологический пропагандизм.

Еще одним итогом прошедшего года стало явное, сильное возвышение архиепископа Илариона (Алфеева), начавшееся его публичное "раскручивание". Либеральная общественность нашла себе нового "святого при жизни". Его двухтомный труд "Православие" – очень серьезный и глубокий богословский труд. Выход этой книги – событие религиозной жизни.

Очень важным событием я считаю суд над Душеновым. Я считаю, что это просто безобразие и, несмотря на несогласие со взглядами Константина Душенова, лично готов выступить в его защиту и в защиту свободы слова в России. Суд над Душеновым инициирован людьми, которые его всегда ненавидели и с которыми он всегда вел критическую полемику.

– Чего Вы ждёте от будущего года?

– Все внимание приковано к Патриарху Кириллу – когда он начнёт публично реализовывать тот политический потенциал, который он накопил за последние годы.

А от 2010 года жду укрепления позиций РПЦ МП во главе с Патриархом Кириллом. Я думаю, что РПЦ МП попытается подгрести под себя все религиозные структуры в стране. Не только православные, но и другие - для того, чтобы стать таким единым центром, против воли которого никто не может выступить и ничего сделать самостоятельно.

– Это положительный фактор или отрицательный?

– А я таких оценок не даю. Это я просто как врач вам говорю – это будет развиваться. Но при этом я полагаю, что другие конфессии, которые захотят целовать руку или туфлю Патриарха Кирилла, будут тоже проводить тенденции по консолидации своих религий. Мусульмане, например. В этом смысле религиозная жизнь в России в 2010 году усложнится.

– Сейчас вводится в действие новый приходской устав РПЦ МП. Это тоже важное событие религиозной жизни. Что Вы можете сказать в этой связи?

– Я глубоко этими вопросами не занимался. Но это старая тенденция клерикализма, который насаждается в Церкви. По отношению к 90-м годам эта тенденция клерикализма только усиливается. Я считаю, что храмы должны принадлежать общинам. Тем, кто реально содержит здания, и должны принадлежать храмы.

– Новый устав де юре предоставляет неограниченные полномочия епархиальным архиереям…

– Православный католицизм – это такое тридентское православие, это путь нынешнего православного понтификата.

– Не окажется ли введение этого устава разрушительным для Церкви?

– Я так не могу сказать. Он просто создаст другую ситуацию. Она не разрушительна. С какой точки зрения ни смотреть на проблему. Новый Патриарх просто создаст свою Церковь, как он ее видит. Кирилл как бы достроит то, что он делал при покойном Патриархе Алексии II, который не то чтобы сдерживал эту деятельность председателя ОВЦС – он просто был противником любых радикальных действий.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования