Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ: "Конец четвертого класса для первого опыта целостного общения с основами религиозной культуры имеет множество рисков"


"Портал-Credo.Ru": Александр Григорьевич, Вы член Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Вам уже пришлось ознакомиться с учебником, подготовленным протодиаконом Андреем Кураевым. Как Вы можете охарактеризовать этот учебник?

Александр Асмолов:  Сейчас идёт подготовка целого ряда вариативных учебников. Вернее, надо говорить об учебных пособиях. Нет ни одного учебника, да их и быть не может! Это две большие разницы. Учебное пособие написано протодиаконом Андреем Кураевым в публицистической манере, которая во многих моментах доступна, в первую очередь, учителям и родителям. Просмотрев это учебное пособие, я написал рецензию, сказав, что это пособие интересно, потому что публицистично. Это важно.

Но, вместе с тем, оно нуждается в доработке, с тем, чтобы учесть психологические особенности личности ребенка. Я считаю, что сейчас та замечательная ситуация, когда целый ряд авторов с разным подходом к религиозной культуре могут предложить свои идеи, программы и разработки, которые будут рассматриваться самым тщательным образом, поскольку религиозная культура – очень сложная область для передачи знаний о ней. Это целостная область, касающаяся мировоззрения. И здесь существует опасность нарушить один из ключевых подходов к образованию – принцип светскости.

– Насколько, с точки зрения психолога, изложение самого текста протодиаконом Андреем Кураевым доступно детям конца четвертого класса?

– Я отметил в рецензии, что целый ряд вопросов в разделе "В чём смысл "Нагорной проповеди" может вызвать большие сложности не только у детей четвертого класса, но и у взрослых.

– Насколько, по Вашему мнению, как психолога, целесообразно преподавание основ религиозной культуры уже в конце четвертого класса? Может быть, стоило бы преподавать этот предмет детям постарше, уже более способным критически мыслить и более осознанно воспринимать эту сложную сферу человеческого бытия?

– Конец четвертого класса для первого опыта целостного общения с основами религиозной культуры имеет множество рисков. И Ваш вопрос абсолютно адекватен. Мы несколько раз говорили, что преподавать этот предмет надо хотя бы с пятого класса, но есть решение, и мы не можем ничего сделать по-иному.

– Вы знакомы с другими вариантами учебных пособий по "Основам православной культуры"?

– Есть имеющий очень позитивный опыт применения учебное пособие, написанное Шевченко, который опробован в Московской области. Причем это учебное пособие только для 4 класса, а целый комплекс пособий, который является достаточно интересным чтением.

– Кому, в первую очередь, адресовано пособие Кураева: учителям или ученикам?

– Я считаю, что, прежде всего, наша самая главная на сегодня задача научить учителей, а только потом учеников. Главная задача – чтобы учителя были просвещены в этом деликатном, тонком, касающемся духовности и нравственности общении. Поэтому начинать надо с подготовки учителя. И более широком освещении основ религиозной культуры для родителей. Так же, как и светской этики.

– Вы знакомы с учебными пособиями по другим конфессиям: иудаизму, исламу, буддизму?

– Сейчас пишется целый цикл подобного рода пособий. Детально я с ними еще не знаком. Когда их принесут в Экспертный совет, тогда я с ними обязательно ознакомлюсь.

Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования