Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заведующая отелом древнерусской живописи Русского музея ИРИНА СОЛОВЬЕВА: "Сергей Шмаков хочет, чтобы подлинная Торопецкая икона была в храме на момент его освящения, а не ее список, как мы предлагаем"


"Портал-Credo.Ru": 30 декабря состоялось заседание научно-реставрационного совета Государственного Русского музея, посвященное возможности временной передачи сроком на один год Корсунской Торопецкой иконы Божией Матери в новопостроенный храм в элитном коттеджном посёлке "Княжье озеро". Вы присутствовали на этом заседании? Много ли было народу, и что там решили?

Ирина Соловьева: Я там присутствовала. Народу на совете было довольно много. В целом совет высказался за возможность передачи иконы - при условии обеспечения охраны, транспортировки, её содержания, за исключением Отдела древнерусской живописи, который не рекомендовал это делать.

– Но ведь дело не только в условиях охраны и транспортировки. Храм новопостроенный и, насколько я знаю, по нормативам храм должен простоять не менее двух лет для стабилизации температурно-влажностного режима. Как же это требование будет соблюдено?

– Да, это так и есть. Действительно, он только что построен - в апреле этого года. В верхнем, летнем, храме ведутся работы по установке иконостаса. Туда выезжала наша служба безопасности – она у нас очень серьезная. Они пришли к выводу, что требования, которые предъявляются к безопасности и другим условиям хранения, соблюдены, включая показатели температурно-влажностного режима. Как и в большинстве таких храмов, там есть два – верхний – летний и нижний – зимний. Торопецкую икону предполагают держать в зимнем храме.

– А как же совместить это все с требованием о двух годах после завершения строительства и начала эксплуатации церкви?

– В том-то и дело, что музей оказался между постановлением Министерства культуры, личным письмом Патриарха и сложностью состояния самой иконы. Тут и проблема сохранности, истории, музейного дела, самого существования памятника. Это обсуждалось.

– Обсуждать можно все, что угодно, но прежде, чем икону охранять и в нужных условиях хранить, – её нужно без ущерба переместить. Вот ведь в чём главная проблема.

– Да, конечно, это один из самых главных вопросов.

– Этот научно-реставрационный совет имеет консультативную или распорядительную функцию?

– Поскольку речь идёт об обычной практике выдачи музеем своих экспонатов на выставки, рассматривается состояние передаваемого экспоната. Для этого существует разработанная процедура и практика. В них разработаны все необходимые документы и порядок их составления. Решение реставрационного совета входит в перечень этих документов.

– Для того, чтобы передать эту икону для храма, нужна будет подпись Ваша -  как заведующей отделом, и Пивоваровой - как хранительницы Торопецкой иконы. Вы свои подписи под разрешающим передачу иконы документом поставите?

– Вопрос еще решается, поскольку заседание прошло только вчера. Сама выдача еще пока не оформляется.

– Я имею в виду ваши личные позиции?

– Пивоварова не хочет подписывать. Со мной еще будут этот вопрос обсуждать.

– А принимающая сторона технически готова к этому процессу?

– К самой витрине, в которой предполагается содержать икону, у нас нет вопросов. Они действительно сделали все в соответствии с требованиями, которые мы предъявляем к таким витринам.

– А есть ли реальная возможность предотвратить чисто механические воздействия на икону, у которой продольная трещина, в процессе транспортировки?

– Должна будет использована такая современная конструкция контейнера с плавающей технологией, которая это предотвратит. Она исключает всякие сотрясения и отвечает самым современным требованиям.

– А почему заказчики не хотят использовать распространенную практику – сделать хороший список с иконы? Ведь поклоняются не самой иконе, не доске, а первообразу? Таких списков чудотворных икон множество и в старые времена: и Владимирской, и Казанской, и многих других?

– И в данном случае мы предлагали сделать качественный список, содействовать и помогать в этом. Обещали предоставить все возможности для ее копирования. У нас есть для этого иконописцы и реставраторы. Вековая церковная традиция это подразумевает. Эти списки сами становились чудотворными.

– В прессе как раз многие представители РПЦ МП предлагали именно такое решение проблемы. Не удается убедить в таком варианте С. Шмакова, который лоббирует это мероприятие?

– Нет, он хочет, чтобы эта икона была в храме на момент его освящения.

Вообще-то по этим вопросам надо устраивать широкие и прозрачные обсуждения.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования