Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России муфтий НАФИГУЛЛА АШИРОВ: «Политика шейха Равиля Гайнутдина компромиссна, потому что без компромисса невозможно в многоконфессиональной и многонациональной стране»


"Портал–Credo.Ru": Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин в эти дни отмечает свой полувековой юбилей. Как бы Вы могли охарактеризовать его место в религиозной жизни современной России?

Нафигулла Аширов: Равиль Гайнутдин представляет собой новое поколение религиозных мусульманских деятелей на постсоветском пространстве, которые стояли у истоков исламского возрождения после падения коммунистического режима. Тогда в Российской Федерации действовали чуть более сотни мечетей в татаро-башкирских регионах, и какое-то количество на Северном Кавказе. Происходившие тогда перемены выкристаллизовали новых лидеров, к которым, несомненно, относится шейх Равиль Гайнутдин, который сумел благодаря своим, в первую очередь, человеческим качествам, умению объединять людей, создать ту структуру, которая больше всего сегодня подходит как для мусульман Российской Федерации в целом, так и для исламской концепции объединения мусульман.

Совет муфтиев России стоит на тех принципах, на которых когда-то зиждилась вообще вся исламская жизнь, начиная с Золотого века ислама. Люди собирались и сообща могли решать все свои вопросы. Золотой век – время самого Пророка и праведных халифов. Была не королевская власть, которая передавалась по наследству, а выборная, которая предполагала обсуждение важнейших вопросов ближайшими соратниками.

В этом плане роль шейха Равиля Гайнутдина трудно переоценить. То, что он отмечен многими государственными наградами, говорит о том, что шейх Равиль Гайнутдин – деятельный человек не только в сфере ислама. Он сумел объединить мусульман, усмотреть и организовать те формы исламского действия, которые привели к таким мощным результатам, когда фактически во всех регионах России сегодня строятся мечети, открываются учебные заведения, действуют исламские университеты и институты. Мы даже не могли предполагать, что за какие-то 15 лет будут достигнуты такие результаты.

Деятельность шейха Равиля Гайнутдина высоко отмечена светским государством. Он как патриот своей страны, как сын этого народа действовал не только сугубо в рамках религиозной организации как таковой, как чисто религиозный деятель, но и сумел внести вклад в развитие межконфессионального диалога, сумел внести большой вклад в решение некоторых вопросов, которые касаются и армии, и образования. В частности, те вопросы, которые иногда решались однобоко, благодаря деятельности Совета муфтиев России, благодаря прозорливости Равиля Гайнутдина, были сняты и пересмотрены. Это касается и обучения религии в школах, что представлялось в виде однобокого проекта, когда предполагалось обучение только одной религиозной конфессии. Это его широкое видение помогло избежать, я бы не сказал, что конфликта, – но непонимания межконфессионального. Это тоже говорит о его прозорливости и мудрости в проведении вопросов, которые касаются государственной деятельности.

– Во взаимоотношениях с государством насколько соблюден у Равиля Гайнутдина баланс четкой и принципиальной позиции и поиска необходимых компромиссов?

– Ислам на сегодняшний день представлен достаточно широко в Российской Федерации. И в этом тоже немалая заслуга именно продуманной, в какой-то мере, компромиссной политики шейха Равиля Гайнутдина, потому что без компромисса невозможно в многоконфессиональной и многонациональной стране. Нужно учитывать весь спектр интересов, которые не выстраиваются по одной линии, а соприкасаются, пересекаются и прочее. И тут бескомпромиссно настаивать только на своем – такой подход был бы ущербным. Те компромиссы, на которые шел Равиль-хазрат, они не несли ущерб исламу и гармонизировали отношения – и межконфессиональные, и межнациональные, и церковно-государственные.

Поэтому сегодня государственная власть с полным доверием относится к Совету муфтиев России, к его руководителю шейху Равилю Гайнутдину.

С другой стороны, с доверием к нему относятся и мусульмане, что немаловажно. Потому что когда есть доверие только одной стороны, но нет доверия народа – невозможно решать те вопросы и проблемы, которые решает шейх Равиль Гайнутдин. Самое главное – к нему есть доверие мусульман. Этот баланс он мудро поддерживает.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования