Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Лидер общественного движения мусульман "Аль-Хак" и объединения "Наша Россия", д-р философских наук КАМИЛЖАН КАЛАНДАРОВ: "В китайско-уйгурском конфликте религиозный фактор играет роль одного из идентификаторов национального самосознания"


"Портал-Credo.Ru":  Как Вы считаете, имеют ли (и в какой степени) события в китайском Синьцзяне религиозную подоплеку?

Камилжан Каландаров:  Имеют – в силу того обстоятельства, что уйгуры, вокруг которых разгорелся конфликт, традиционно являются мусульманами по вероисповеданию. Однако в данном конфликте, когда друг другу противостоят носители различных духовных культур, религиозный фактор хотя и играет определённую роль, но лишь как один из идентификаторов национального самосознания.

В основе нынешнего конфликта, который, кстати, далеко не первый, лежит целый клубок этнополитических и экономических проблем. У уйгур из-за отсутствия собственного государства и раздробленности этноса между различными, ныне независимыми государствами, сложился острый психологический комплекс, активно подпитывающий радикальный национализм.

Правительство КНР активно развивает экономику и социальную инфраструктуру Синцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР), богатого минеральным сырьем и имеющим ключевое стратегическое значение для транспортировки углеводородов из Центральной Азии в экономически развитые районы Китая, но - и это очевидно - за счет благополучия коренного населения. Социально-экономический и культурный уровень большинства уйгур крайне низок.

В то же время куда лучшие социальные позиции оказываются у прибывших в этот район мигрантов-ханьцев. Их число резко возросло – с 4% во время прихода к власти в 1949 году маоистов-коммунистов до 40% в настоящее время. Международная национально-политическая практика, однако, показывает, что там, где власти страны пытались решать проблему национальных окраин за счет стимулирования заселения их представителями титульного этноса и изменения таким путём демографической ситуации, национальные регионы превращаются в очаг перманентного долговременного конфликта. Пример – Косово или Иракский Курдистан. В то же время надо отметить, что идеи политического ислама никогда не были популярны среди уйгуров и местная "аль-Каида" – "Фронт освобождения Восточного Туркестана" – занимает весьма незначительный сегмент в рамках национального движения.

В нынешнем конфликте, возникшем, скажем так, на бытовой почве, нарушены гражданские и человеческие права, как уйгуров, так и ханьцев. В нём нельзя однозначно поддержать какую-либо из сторон. В то же время этот конфликт остро обнажил необходимость срочно и по-новому решить национальный вопрос в КНР, который может оказаться миной под процессом экономического развития Китая, на сегодня – самого динамичного во всём мире.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования