Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Бывший директор Музея-центра им. А.Д. Сахарова ЮРИЙ САМОДУРОВ: "Общественно-политический скандал вокруг выставки "Запретное искусство–2006" и проблема возникли не сами собой, а были созданы намеренно и с явными политическими целями"


"Портал-Credo.Ru": Сейчас идёт судебный процесс в связи с организованной в Музее-центре имени А.Д. Сахарова "Запретное искусство–2006". Как Вы прокомментируете всё происходящее?

Юрий Самодуров: Меня многое в этом процессе поражает. Например, то, что следователь в обвинительном заключении приводит пресс-релиз выставки, несколько моих материалов, в которых я объясняю цели организаторов выставки, чему она посвящена и т.д., но он фактически не обращает на них внимания. Он никаким образом не анализирует их обоснованность, серьезность. Цели организаторов выставки не имеют никакого отношения к вере или неверию, потому что эта выставка возникла в результате некой реальности – проблемы для людей, которые занимаются современным искусством, для руководителей музеев, галерей, кураторов, искусствоведов, художников, проблемы возрождения административной цензуры и самоцензуры в работе учреждений культуры.

При этом я не говорю, что цензура и самоцензура не должны иметь место. Потому что любой руководитель учреждения культуры что-то разрешает, а что-то отвергает. В частности, когда я был директором Музея-центра им. Андрея Сахарова, я считал себя вправе что-то показывать, а что-то нет, но основания для этой цензуры должны формулироваться не под ковром, а открыто обсуждаться. Таких оснований несколько, и они принадлежат к общественно-моральному плану. Показанные на этой выставке произведения объединяло одно-единственное обстоятельство: по соображениям общественно-морального плана они были в 2005 – 2006 годах запрещены к публичному показу руководителями культурных институций. В резюме об этой выставке, подготовленном её куратором Андреем Ерофеевым, написано, что собственно задачей выставки была демонстрация обсуждения этого бывшего феномена, который просто сужает диапазон гностического и эстетического содержания искусства. Обнажённое тело, ненормативная лексика, эстетское нарушение табу, разных табу, пародия, юмор, неканоническое использование религиозных образов сегодня встречаются в творчестве, наверное, каждого второго художника, который работает в области современного искусства. Целью выставки "Запретное искусство" было как раз поставить эти вопросы перед профессиональным сообществом искусствоведов, кураторов, руководителей учреждений культуры и перед публикой, интересующейся современным искусством. Выставка не случайно проводилась в Музее и в Общественном центре имени Андрея Сахарова, хотя очень многие критикуют меня за то, что я разрешил её проведение в музее. Но я считаю, что это было правильное решение, потому что обстановка обсуждения в нашем музее свободная. Целью выставки был мониторинг направлений и оснований для административной цензуры и самоцензуры руководителей учреждений культуры. Именно то, что эта выставка была показана в музее-центре имени Сахарова, как мне кажется, и привлекло к ней такое большое и серьезное внимание. Это было воспринято как некое значимое и принципиальное утверждение в сфере культуры – постановка этого вопроса. А не просто устроенный художниками междусобойчик.

– А почему именно со стороны религиозных кругов эта выставка вызвала такое резкое неприятие?

– Существует уже такой вот конфессиональный, я бы сказал, "спорт", как охота за неправославными головами. Неправославные головы – это те, кого таковыми назначают. Организации, которые участвуют в кампании, которые добились возбуждения уголовного дела, – говорят сами за себя. "Народный Собор", "Народный союз", "Народная защита", "Союз православных граждан", "Союз русского народа" – вот такого плана организации. Я бы сказал, что они, с одной стороны, националистические по сути, державно-патриотические, а в качестве идеологии, в качестве "лома" используется православие. К сожалению, это так.

Может быть, культурологи всё это объяснят. Православие становится инструментом, идеологемой, что ли, которая используется для борьбы с оппонентами. Мы не затрагивали непосредственно сферу религии. Это сфера культуры, но это сфера современной культуры. Эта выставка – акт современной культуры, а она, по крайней мере, то, что в ней связано с визуальным искусством, так устроена, это и есть язык этой культуры. Он позволяет художнику ставить вопросы о чём угодно.

Эта выставка не ставила вопросов о вере или неверии, экстремизме. Вообще она была о другом. На выставке были представлены 24 работы российских художников второй половины ХХ столетия, получивших мировое признание. Это всё крупные художники - Илья Кабаков, Михаил Рогинский, Михаил Раевский, Александр Косолапов, Вячеслав Сысоев, Михаил Фёдоров-Рошаль и др. Трое из них уже умерли: Федоров-Рошаль, Михаил Рогинский, Вячеслав Сысоев. Работы этих художников как раз вызвали наибольшее негодование. Для меня по определению серьезно работающие художники никогда не занимаются хулиганством. Когда они создают свои произведения, у них нет в голове, что вот мы сейчас обидим чьи-то религиозные чувства. У них другие мысли и другие задачи.

Все работы, которые вызвали нарекания, на самом деле интересны. Любопытен факт, что все они были созданы до 1991 года, т.е. во время существования советской власти. Там действительно обыгрываются религиозные образы. Но они там обыгрываются для того, чтобы выразить, скажем так, издевательское отношение к советской идеологии, а никак не к религии. Или над какими-то чертами общества потребления – работы Косолапова.

Тогда их нельзя было показать. Получается, что их и сейчас нельзя показывать! Это уже действительно становится проблемой и для художников, и для руководителей учреждений культуры. Если такие работы негативно воспринимаются и задевают чувства определенных категорий зрителей, то в каких помещениях можно показывать такие произведения, в каком формате? Этим вопросам была посвящена выставка. Мы хотели продолжать этот проект. В нашем пресс-релизе написано, что мы предполагаем сделать выставки "Запретное искусство – 2007 и 2008" и т.д. Мы к этому относились как к мониторингу и постановке проблемы, с чем действительно сталкивается художник. Эти работы действительно интересны и говорят об определенных аспектах нашего сознания.

Я понимал заранее, что многие из представленных работ будут отрицательно восприняты, с раздражением, негативно, в том числе и некоторыми учредителями музея Сахарова, и многими правозащитниками, и просто публикой. Я говорю не о той публике, которую назвал "охотниками за неправославными головами", а о людях, которым язык современного искусства кажется чрезмерно эпатирующим, скандальным. Вообще не искусством, если вопрос заострить до конца. На этой точке зрения стоит эксперт Наталья Энеева, которой была следствием поручена экспертиза и которая проводила экспертизу картин на предыдущей выставке "Осторожно, религия!" Там она была более откровенна. Она просто написала, что не считает это искусством вообще и в последний раз на выставке современного искусства была в 1993 году. И ей это настолько не понравилось, что она на них больше не ходила. Ну, она не считает это искусством, другие считают. Это же не математика, в которой можно доказать какую-то теорему. Это, скорее, какой-то договор о том, что такое искусство, а что такое не искусство. Но это мнение. Это договор авторитетных людей, публики – людей, которым это интересно. Одним нравится Сорокин, другим нет. "Сахарный кремль" и "День опричника" мне очень нравятся. Читаешь и понимаешь, что это страшно, но это реальная история. Тенденция уловлена. Ограничение того, что люди, затеявшие этот судебный процесс, считают правильным. Но другие считают эти ограничения неправильными. Некоторые его книги, например "Голубое сало", не смог воспринять.

Выставку посетили около 700 человек по журналу записей посетителей. Многим это было интересным, и были оставлены очень хорошие отзывы, кому-то не понравилось. Это нормально для любой выставки. Я хочу сказать, что общественно-политический скандал вокруг выставки и проблема возникли не сами собой, а были созданы намеренно и с явными политическими целями. Это видно по характеру людей, которые ходят на суд. По их облику. На тех людей, которые пришли на прошлый суд по выставке "Осторожно! Религия!" я не злился. Видно было, что они чего-то не понимают, не очень благополучны в жизни, не очень устроенные, живут очень скромно в материальном отношении и т.д. К ним можно было отнестись с пониманием и даже с некоторым сочувствием. А сейчас это некие бойцы, "бычки" какие-то спортивного вида, такие корпулентные. Они воспринимают нас как настоящих идеологических врагов, хотят нас уничтожить. А ведь мы никого не хотим уничтожать. Я бы хотел, чтобы нам давали спокойно жить, делать то, что нам кажется нужным и интересным. Но нам этого не дают. Андрея Ерофеева уволили из Третьяковской галереи, я был вынужден уйти из Музея-центра им. Сахарова. Это свидетельствует о том, что эта выставка надавила на какую-то реальную болевую точку для общества, для страны, как и предыдущая. Встает вопрос: куда мы должны двигаться?

Что касается нынешнего суда, это организованная кампания. Образцы заявлений в прокуратуру с требованием уголовного осуждения организаторов выставки раздавались во многих церковных приходах и написаны как под копирку. В деле 13 томов – из них, наверное,11 томов таких писем.

– Вы можете представить, чтобы подобные дела возбуждались в цивилизованных странах Европы, Америки и др.?

– Спланированных кампаний, инициированных церковной организацией, я не знаю. В Нью-Йорке в Еврейском музее была выставка, которая не понравилась религиозным евреям, заведовавшим этим музеем. Я видел в Германии в Гамбурге постановочную фотовыставку "Corpus Christy" ("Тело Христово"), как раз в то время, когда шел предыдущий суд по выставке "Осторожно! Религия!", и разговаривал с её директором. Он рассказал, что в США показать эту выставку не разрешили. В Израиле она была показана частично. А в Германии, чтобы слушатели понимали, этой выставке были посвящены регулярные передачи по гамбургскому радио, и их вела епископ-женщина. Она вполне позитивно её оценивала. Проблемы возникают всегда. Но природа искусства такова.

– А судебных процессов Вы не знаете?

– В Польше сейчас идет процесс против одной художницы, не могу вспомнить её фамилии. Вначале у неё была работа: большой крест, метра два в высоту, и на нём вместо тела Христова изображены мужские гениталии. Был суд, и её приговорили не к лишению свободы, а к общественным работам – грубо говоря, мести улицы. Потом она сделала вторую подобную работу, но уже с женскими гениталиями. Вот по ней сейчас суд продолжается. Это судебное дело вызвало большую полемику в Польше. По крайней мере, год назад этот судебный процесс продолжался.

– Таким образом, это не только российская проблема?

– Если говорить самым общим образом, то это правда. Но если прибор навести на Россию с большим увеличением, то становится ясно, что картина чисто российская. Там это проявление естественного неприятия такого рода работ на уровне личности, здесь это политическая акция и политическая борьба, политические цели. Нам следователь сказал: "Ну что же вы хотите, это же политическое дело!" У него в обвинительном заключении указаны 136 свидетелей обвинения и только два свидетеля защиты. Я спросил: "Ну что же Вы делаете?" Он ответил: "Вы плохо понимаете ситуацию и мою задачу. Моя задача составить обвинительное заключение". Я возразил: "А я считал, что это выяснение истины". Он рассмеялся.

Надо сказать, что этот же следователь вначале вынес постановление о прекращении дела за отсутствием состава преступления. Он нам сказал тогда: "Я лично здесь действительно ничего не вижу, и мне кажется, никакого преступления нет. Но мое постановление о прекращении дела отменят, и я напишу тогда другое, которое от меня потребуют". Так и произошло.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования