Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заместитель председателя правления Общественного фонда "Гласность" ВЛАДИМИР ОЙВИН: "Необходимо говорить о том, что РПЦ МП пользуется храмами на тех же условиях, что и РПАЦ, и в отношении верующих РПАЦ происходит явная дискриминация"


"Портал-Credo.Ru": Закончилась череда апелляционных процессов по жалобам Российской Православной Автономной Церкви на решения Владимирского арбитражного суда об изъятии у верующих десяти храмов в Суздале и его окрестностях, и эти решения вступили в законную силу. Как Вы оцениваете результаты судебных процессов?

Владимир Ойвин: Результаты апелляционных процессов в Первом апелляционном арбитражном суде во Владимире хотя и были ожидаемы, но от этого они не менее огорчительны. Более того, эти решения приобрели ещё и откровенно циничный оттенок. Эти процессы иначе как пародией на правосудие назвать трудно. Это яркий образчик так называемого "басманного правосудия". По иронии судьбы Басмановы были одними из самых лютых и развратных опричников Ивана Грозного. Так и решения владимирских арбитражных судов попахивают опричниной.

Говоря о циничном оттенке этих судебных решений, я имею в виду в первую очередь решения о храмовом комплексе в селе Кидекша, включающем храм во имя св. первомученика архидиакона Стефана, колокольню, ограду и Святые врата. На первый взгляд, решения относительно этих объектов удовлетворяют жалобам РПАЦ, отменяя изъятие комплекса. Казалось бы, надо праздновать хоть и частичную, но победу. Но это только на первый взгляд.

В действительности всё не так красиво, как может показаться на бумаге. На самом деле храмовый комплекс в селе Кидекша вот уже несколько лет как захвачен бывшим священником РПАЦ, перешедшим в юрисдикцию РПЦ МП, который организовал в нём патриархийную общину и, несмотря на давнее решение суда о возвращении храма РПАЦ, отказывался его выполнять. Тем временем, без лишнего шума решение о возвращении храма РПАЦ отменили и, несмотря на то, что ответственность за сохранность комплекса, согласно охранным договорам с Госцентром по охране и использованию памятников, несёт РПАЦ, использует его Московская патриархия, не неся при этом никакой юридической ответственности. Таким образом, отбирая формально храм в Кидекше у РПАЦ, фактически его отобрали бы у РПЦ МП. А уж на это в нынешней России ни один суд не решится. Видимо, суд первой инстанции пропустил этот факт мимо своего внимания, но апелляционная инстанция этот недосмотр исправила. Налицо явное нарушение равноправия по принципу юрисдикционной принадлежности к тому или иному религиозному объединению.

– Что бы Вы, как правозащитник, посоветовали предпринять священноначалию и верующим РПАЦ в нынешней ситуации?

– Советовать очень сложно. С точки зрения права после отклонения большинства апелляционных жалоб РПАЦ решения суда об изъятии храмов вступили в законную силу. Теперь в дело вступает служба судебных исполнителей. После получения этой службой вступивших в законную силу решений об изъятии храмов начинается исполнительное производство. Оно даёт минимум пять дней на добровольное выполнение ответчиком решений суда, а потом эта служба вправе применить любые методы, вплоть до силовых, с использованием простой милиции и даже ОМОНа, для выдворения верующих из храмов. Любое силовое сопротивление выполнению этих решений формально будет противозаконным. Я оставляю за скобками юридическую обоснованность данных судебных решений и моральную сторону проблемы. Но решения приняты, и служба судебных исполнителей обязана их выполнить, хотя, как видно, делает она это далеко не всегда. В случае захвата патриархийным священником Стефановского храма в Кидекше эта служба очень уж была нетороплива. Видимо, действовала по принципу Хаджи Насреддина: или шах умрёт, или осёл сдохнет. Осёл и сдох – решение отменили.

Конечно, можно предположить, что у власти хватит минимальной сообразительности, и она не станет прибегать сразу же к силовым методам. Хотя полной уверенности в этом у меня нет. Уж слишком воинственные и громкие заявления делает и.о. руководителя местного Росимущества Владимир Горланов, оправдывая свою фамилию и, вероятно, пытаясь купить себе активностью в этом грязном деле индульгенцию в другом деле, в котором он пока еще проходит как подследственный в связи с обвинениями в махинациях при продаже помещений военкомата.

Во-первых, верующим необходимо идти дальше по пути продолжения юридической борьбы за свои права, вплоть да самых высших судебных инстанций внутри России. Параллельно необходимо уже сейчас, не дожидаясь решений кассационной и надзорной инстанций, подавать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, потому что шестимесячный срок подачи туда заявлений начинает свой отсчёт от вступления оспариваемых решений в законную силу, т.е. после получения на руки решений апелляционного суда. Необходимо как можно шире распространять информацию, что РПЦ МП пользуется своими храмами на тех же условиях, что и РПАЦ, и то, что патриархии не предъявлено аналогичных исков, означает, что в отношении верующих РПАЦ происходит дискриминация по юрисдикционному признаку, что, безусловно, будет принято во внимание ЕСПЧ.

Во-вторых, предпринять все возможные юридические шаги для отсрочки реализации исполнительного производства.

В-третьих, в сегодняшней ситуации, если служба судебных исполнителей всё же будет настаивать на выдворении общин РПАЦ из храмов, верующие должны вернуть себе все иконы и церковную утварь, которые приобретены за время использования храмов, потому что получены они были в пользование полностью пустыми, без икон и богослужебной утвари. Что-то принадлежит епархиальному управлению, что-то верующим – я думаю, что они сами и без конфликтов в этом разберутся. И никакой ОМОН, никакая милиция не вправе им в этом помешать. В противном случае это можно будет расценить как покушение на частную собственность или собственность религиозной организации. Ничего, принадлежащего Росимуществу, в изымаемых храмах нет и не было в принципе. Еще раз повторюсь – РПАЦ получила в лучшем случае голые стены, а зачастую даже не стены, а руины – без полов, крыш, куполов и крестов.

В-четвертых, я бы не рекомендовал силой сопротивляться действиям судебных исполнителей, если те, в свою очередь, будут применять силу. Её у них всё равно больше, и может произойти кровопролитие. С моей точки зрения, допустимы мирные формы гражданского сопротивления: постоянные одиночные пикеты у храмов, потому что они не требуют даже уведомления, кампания в СМИ, массовые голодовки верующих и клириков РПАЦ с широкой информацией об этих акциях отечественных, и, что не менее, а, может быть, и более важно, зарубежных СМИ, т.к. это станет предметом рассмотрения в ЕСПЧ. Причём голодовки надо проводить именно в помещениях храмов, не запирая дверей и не вынуждая судебных исполнителей и силовые структуры к взлому замков, дверей и окон, не сопротивляясь, но и не выходя из храмов добровольно – пускай голодающих выносят силы, если так их можно назвать, правопорядка.

В случае неспровоцированного применения силы со стороны властей фиксировать все следы побоев и других последствий применения силы в специализированных медицинских учреждениях – травмопунктах и хирургических отделениях медучреждений, и немедленно обращаться в прокуратуру и суды по факту причинения физического и морального вреда. В случаях отказа в фиксации побоев и других травм немедленно обращаться в прокуратуру, а если это произошло ночью – к дежурному прокурору. Подавать жалобы в двух экземплярах с получением в обязательном порядке на втором экземпляре печати, проставления даты подачи и подписи лица, принявшего жалобу. В случае отказа в приеме жалоб или отказа в проставлении печати на втором её экземпляре, отправлять их по почте с уведомление о вручении.

Вот, пожалуй, и все известные мне способы юридических действий и гражданского неповиновения.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования