Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заместитель руководителя Евро-Азиатского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня ВИКТОР ВИТКО: "Российские протестанты хотят видеть свою Родину духовно и материально процветающей в наступившем ХХI столетии"


"Портал-Credo.Ru": В мае текущего года в Москве вышел в свет программный документ "Социальная позиция протестантских церквей России" (второе, дополненное, доработанное издание), подготовленный руководимым Вами Комитетом. Издание осуществлено под эгидой Консультативного совета глав протестантских церквей России. Не могли бы Вы, Виктор Викторович, пояснить, что представляет собой этот Совет?

Виктор Витко:  В этот Консультативный совет, созданный в 2000 году, входят крупные общероссийские протестантские объединения:
Российский Союз евангельских христиан-баптистов;
Евро-Азиатское отделение церкви христиан адвентистов седьмого дня совместно с Западно-Российским союзом;
Российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятников);
Российская Церковь христиан веры евангельской; Союз христианских пресвитерианских Церквей.

Главными целями Совета являются два направления: совместные действия по развитию религиозной свободы и сотрудничество в сфере социального служения. По инициативе и под руководством Совета в 2003 году состоялось первое издание декларации "Социальная позиция протестантских  церквей России".

– Протестантские церкви в России действуют примерно 140 лет. Был ли подобный документ до 2003 года?

– Ранее условия не располагали для совместных действий протестантских церквей. До 2003 года не было совместного документа, не было Консультативного совета, не было плановых встреч, совместных программ. Активное позитивное сотрудничество между традиционными протестантскими церквями началось девять лет назад, в 2000 году, когда и был организован Консультативный совет глав протестантских церквей России. И конечно, одним из вопросов, который возник тогда, была идея создать совместный документ социальной направленности. Каждый Союз, конечно, имел свои внутренние документы. Но очень важно было создать совместную декларацию, которая помогла бы российским гражданам увидеть деятельность протестантских церквей, их отношение к обществу, к государству, ко многим социальным сферам. В результате и появилась "Социальная позиция" 2003 года.

– Как Вы считаете, способствовали ли началу совместных действий протестантских церквей смягчение взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, особенно в период подготовки и празднования тысячелетия Крещения Руси?

Да, конечно, демократические преобразования в стране способствовали оживлению деятельности наших церквей, в том числе и в сфере социального служения.

– А как в других странах, где протестантские церкви действуют многие десятки, а то и сотни лет, существуют ли документы, подобные вашей декларации, или только тут предпринимается такая новинка?

– Например, в Соединённых Штатах, я точно знаю, - не существуют, потому что один из моих знакомых обратился ко мне, чтобы я ему направил такие книжечки. У них не было совместного документа. Видимо, там другая ситуация, и такой необходимости не было. Там достаточно других законов, которыми они руководствуются.

– В документе 2003 года было 14 глав, в новом – 17.  В чём суть дополнений?

– Во втором издании появилась новая глава "Брак, семья, детство". В первом был лишь фрагмент о семье в другом разделе. Теперь мы создали достаточно объёмную главу, в которой отражены цели брака, условия заключения брачного союза, особо отмечена проблема сиротства. В главу "Здоровье личности и народа" включён новый раздел "Проблема ВИЧ/СПИДа", в котором, в частности, отмечается, что важнейшим элементом борьбы с распространением ВИЧ-инфекции должны стать целенаправленные усилия по укреплению духовных и нравственных норм в обществе, воспитанию детей и подростков в духе уважения этических норм, семейных ценностей и традиций, преимуществ супружеской любви и верности.

Новым в документе является и раздел "О капелланском служении". Это служение состоит в оказании помощи специально подготовленными служителями людям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Служение капелланов проводится в местах лишения свободы, где они помогают преступникам вернуться к плодотворной жизни в обществе; в больницах и хосписах они помогают больным, а также членам их семей. Капелланы призваны помогать военнослужащим, которые нуждаются в моральной поддержке, когда сталкиваются с физической опасностью.

– Отражена ли в новом издании тема службы верующих в армии?

– Прежде всего, в главе "Церковь и государство" есть раздел "Повиновение власти", в котором говорится, что христиане-протестанты считают для себя обязательным исполнение законов страны. А в главе "Война, мир, военная служба" отмечается, что "Не желая войны и стремясь к миру, мы, тем не менее, осознаём необходимость наличия вооружённых сил для обеспечения безопасности государства и его граждан. Считаем, что служба в вооружённых силах христиан (как проходящих срочную службу, так и офицеров-профессионалов) является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках. Вместе с тем, мы с уважением и пониманием относимся к тем, кто, исходя из христианских и иных убеждений, предпочитает службу без оружия. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма "наказания" за нежелание служить в армии по убеждениям совести".

– Каков тираж нового издания "Социального служения" и как он будет распределён?

– Документ отпечатан тиражом 10 тысяч экземпляров. Книги из типографии поступили 19 мая 2009 года. В издании участвуют пять протестантских Союзов, каждый получит по две тысячи экземпляров. Документ предназначен, в основном, для пасторов, которые будут разъяснять его суть на семинарах и других занятиях. Некоторое количество книг будет передано государственным учреждениям, в функциональные обязанности которых входит связь с религиозными организациями. Экземпляры книги будут переданы и в Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви Московского патриархата, для сведения. Они обычно охотно такие документы принимают.

Мы считаем, что новое издание "Социальной позиции протестантских церквей России" дополнительно даст знать общественности, что российские протестанты хотят видеть свою Родину духовно и материально процветающей в наступившем ХХI столетии. Они продолжают молиться за Россию и трудиться ради её блага.

– Спасибо за Ваши пояснения. Не могли бы Вы в заключение сказать, кто входил в возглавляемый Вами Комитет по переизданию "Социальной позиции", который, как представляется, был рабочей группой по доработке издания 2003 года?

– Членами Комитета были хорошо подготовленные служители протестантских Союзов: от Адвентистов седьмого дня, помимо председателя Комитета – Елена Копылова (секретарь), Олег Гончаров, Сергей Хрибар, Галина Штеле;  от евангельских христиан-баптистов – Михаил Иванов и Владимир Самойлов; от Российской Церкви христиан веры евангельской Павел Бак и Российского объединённого союза Константин Бендас; представителем пресвитерианской Церкви был Олег Корюков.

Беседовал Николай Климов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования