"Портал–Credo.Ru": Что Вы можете сказать о кадровых перестановках в РПЦ МП, проведенных недавно Патриархом Кириллом? Будут ли они эффективны?
Валентин Никитин: Эффект может быть быстрым и внешним, чем-то вроде фокуса – не случайно говорят о световых и шумовых театральных эффектах. Я бы предпочел говорить не об эффективности этих кадровых решений, а об их действенности и плодотворности. Судить же об этом можно будет лишь спустя какое-то время; на мой взгляд – довольно продолжительное. – А идея-лозунг "кадры решают всё"? По-Вашему, она не является верной, независимо от времени? – Кадры решают совсем не всё, – сколь бы убедительным ни казался этот лозунг (в устах диктатора уже тогда, в 1935 году, явно демагогический). Всё решает авторитетный мудрый руководитель, заслуживающий доверия и им облеченный. Таким и является новый Патриарх – не только как носитель высшего церковного сана, но и по совокупности дарований – интеллекта, воли, знаний, опыта, харизмы, наконец! Как бы ни лаяли моськи из подворотни, –"а он идет своей дорогой и бронзовеет на ходу". – Что Вы скажете об этих перестановках как сотрудник синодального Отдела религиозного образования и катехизации? – Любые кадровые перестановки со временем подтверждают справедливость народного мнения: у нас незаменимых нет. В этой перспективе взгляд на подобные перемены, в общем, справедливые, должен быть фатально-оптимистическим. Применительно к Отделу катехизации у меня, однако, иная точка зрения. Об отставке архимандрита Иоанна Экономцева с должности руководителя упомянутого Отдела весьма сожалею (сам он держится спокойно, с глубоким внутренним достоинством, огорчения не высказывает). Ведь Отдел – его детище, создан именно его энергичными усилиями. Филиалы Отдела существуют теперь во многих епархиях. С учетом современных научно-технических достижений разработаны новые методики катехизации; функционирует множество церковно-приходских воскресных школ, православных гимназий, различных лекториев; под эгидой Отдела проведены 17 ежегодных международных Рождественских Чтений. И во всем этом – огромные личные заслуги о. Иоанна, заслуги непреходящие… У замечательного писателя и видного богослова, однако, есть завистливые недоброжелатели, которые продолжают суетиться… Но это лишь подтверждает справедливость мысли, высказанной А.Скрябиным: "Зависть — признание себя побежденным". То есть, зависть всегда будет посрамлена – такова ее природа. – Как Вы оцениваете создание междусоборного присутствия в РПЦ МП? Является ли это откликом Патриарха Кирилла на недавнюю инициативу Вселенского Патриарха по подготовке Всеправославного Собора? – Позвольте начать со второй части Вашего вопроса. После этого не значит вследствие этого (post hoc non est propter hoc). Конечно, это самостоятельное решение предстоятеля РПЦ МП, воплощение его собственных канонических и экклезиологических инициатив. Уместно вспомнить, что архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл еще на юбилейном Поместном Соборе в 1988 г. представил разработанный им проект нового Устава РПЦ МП. Мне кажется, создание Междусоборного Присутствия, прежде всего, – шаг к восстановлению подлинно соборного начала в жизни РПЦ, деяние, созвучное духу самого демократичного в истории РПЦ Поместного Собора 1917-1918 гг.Что, в свою очередь, может дать импульс для живого догматического творчества в жизни РПЦ и всего православия, о чем мечтал протоиерей Сергий Булгаков – великий богослов XX века. - Вы, наверное, читали интервью Валерия Емельянова (исполнительного директора Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир"), помещенное на нашем Портале, о том, что "Патриарх Кирилл выстроил жесткую вертикаль, на вершине которой находится он сам". Как Вы оцениваете такое мнение? – Интервью интересное, я на него откликнулся на вашем форуме. Однако, не говоря уж о том, что сама стилистика этого интервью (да и других подобных) кажется мне некорректной, у меня есть пять следующих конкретных возражений: 1) Протоиерей Всеволод Чаплин не "задвинут", а выдвинут: отныне он - без пяти минут архиерей, возглавляет новый синодальный отдел, его полномочия значительно расширяются. 2) Назначение на пост председателя ОВЦС епископа Илариона (Алфеева), европейски образованного богослова, автора многих книг, дипломата и полиглота, свидетельствует о стремлении и готовности предстоятеля РПЦ МП видеть среди ближайших сподвижников выдающуюся личность: преемник на посту председателя ОВЦС - потенциальный преемник и на патриаршей кафедре. Готовить наследника заблаговременно, с большим упреждением событий – этой предусмотрительности так не хватало в русской истории! 3) Церковь по своей мистической природе не может конституироваться в некий "политическо-административный институт", как бы ни подталкивать ее эволюцию в этом направлении. 4) Патриарх Кирилл не нуждается в выстраивании "жесткой вертикали", так как патриаршая форма управления, в отличие от синодальной, предполагает единоначалие и является безусловно авторитарной, прямо сказать - монархической; посему говорить о равной Патриарху "по церковно-политическому весу" самостоятельной фигуре – нонсенс. Это примерно то же, с некоторыми оговорками, что искать равновеликую Папе Римскому фигуру среди кардиналов Римско-Католической Церкви. Сильная и жесткая "патриаршая вертикаль" изначально не только задана, но и дана. Нет сомнений, что Патриарх Кирилл сумеет ею в полной мере воспользоваться, то есть усилить, в меру своих возможностей, сиречь способностей. А способности эти исключительно велики. Благодаря чему представляется не только вполне допустимой, но и реально достижимой симфония церковной и светской власти. Что пойдет на пользу всей нашей стране – и обществу, и государству, и, самое главное, народу Российскому. Консолидация и стабильность – веление времени! Они столь же благотворны, сколь и необходимы. Треугольник "Президент - Премьер - Патриарх" - наиболее устойчивая для России модель. Она уже стала действующей, она будет работать еще действеннее. 5) Авторитет РПЦ в российском обществе не упадет, а заметно возрастет уже в ближайшее время – благодаря усилиям именно нового Патриарха. Это ясно для всякого объективного наблюдателя. Не надо быть оракулом – элементарная непредвзятость равнозначна здесь проницательности. Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru" |