Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор сайта Центра тибетской культуры и информации "Сохраним Тибет!" ЮЛИЯ ЖИРОНКИНА: "Суть переговоров сводится не к возвращению Далай-ламы в Тибет, но к созданию условий для сохранения уникальной культуры тибетского народа"


"Портал–Credo.Ru": Вы принимали участие в ноябрьском совещании групп поддержки Тибета. Не обозначилось ли на нем разочарование в срединном пути Далай-ламы?

Юлия Жиронкина: Скорее, мнения разделились. Среди участников были те, кто выступал в поддержку Срединного пути Далай-ламы XIV и те, кто горячо отстаивал полную независимость Тибета.

Но не нужно забывать, что мы говорим о группах поддержки Тибета, то есть о людях, которые приняли добровольное и осознанное решение помогать народу Тибета в достижении тех целей, которые он перед собой ставит.

Как известно, Далай-лама XIV созвал международные группы поддержки Тибета после состоявшегося в Дхарамсале чрезвычайного совещания тибетского народа, где в ходе жарких дебатов тибетцы все же отдали свои голоса политике Срединного пути Далай-ламы. Хотя и с оговоркой, что, если эта политика  в ближайшее время не принесет ощутимых результатов, то она можетбыть пересмотрена.

– Стоит ли после 50 лет изгнания продолжать переговоры с Пекином о возвращении Его Святейшества на родину?

– В действительности, суть этого сложного переговорного процесса сводится отнюдь не к возвращению Далай-ламы XIV в Тибет, но к созданию условий для сохранения уникальной культуры и самобытности тибетского народа.

Возвращение Далай-ламы в Тибет, безусловно, было бы источником огромного счастья для каждого тибетца, однако его возвращение на условиях тотального контроля со стороны китайской компартии едва ли облегчит участь тибетского народа. Вот почему Далай-лама неизменно подчеркивает, что обсуждать следует не отдельную личность (пусть даже это личность Далай-ламы), но благополучие всего тибетского народа, тибетскую цивилизацию, которая существовала задолго до того, как появился институт Далай-лам.

Как вы знаете, тибетцы прервали переговорный процесс после того, как китайская сторона отвергла предложенный посланниками Далай-ламы "Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа". Когда Китай отказался обсуждать этот документ об обширной автономии Тибета в составе КНР, обвинив тибетскую сторону в попытке достижения "полу-независимости" и "скрытой независимости",дальнейшие переговоры утратили всякий смысл.

В действительности, призывы к прекращению переговоров раздавались и раньше. Ведь всякий раз, когда посланники Далай-ламы возвращались в Дхарамсалу после очередного раунда обсуждений, Китай лишь усиливал пропагандистскую кампанию, направленную против Далай-ламы. Что может быть более явным свидетельством отсутствия политической воли для решения тибетского вопроса?

Разумеется, речь не идет о полном отказе от переговоров.Выступая перед международными группами поддержки Тибета, посланник Далай-ламы Лоди Гьяри заметил, что "мяч теперь на стороне китайцев". Тибетская сторона изложила свои требования и предложения, и как только КНР продемонстрируетготовность обсуждать их серьезно и конструктивно, переговорный процесс может быть продолжен.

- И какое содействие в продвижении этих переговоров могут оказать российские буддисты? Может, лучше оставаться в стороне – ведь, по расхожему мнению, буддисты к мирским проблемам равнодушны?

– Каким бы ни было отношение буддиста к острым общественно-политическим проблемам, он не может быть равнодушен к буддийскому учению – Дхарме. На сегодняшний момент буддийская Дхарма в ее чистой и полной форме, включающей Сутры и Тантры, сохранилась только на территории Тибета и в тибетских монастырях, воссозданных в изгнании Далай-ламой.

Если вы являетесь практикующим буддистом, нацеленным на достижение Просветления, то для вас крайне важно, чтобы и в следующей жизни у вас оставался шанс соприкоснуться с буддийским учением и буддийскими учителями. А если сегодня мы будем закрывать глаза на проблемы Тибета, то, скорее всего, в следующем рождении будем вынуждены получать учения у назначенных китайскими партработниками "живых Будд", у которых не окажется ни знаний, ни соответствующих посвящений. Под их руководством мы в лучшем случае сможем пройти курс патриотического перевоспитания – но едва ли это приблизит нас к Просветлению.

Так что, содействие решению тибетского вопроса посредством переговоров в интересах всех буддистов, в том числе и российских.

Беседовал Николай Валерьев,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования