Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир" ВАЛЕРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ: "ХАМАС – это горе, боль и позор всего мусульманского мира"


"Портал–Credo.Ru": Оценки нынешнего противостояния между Израилем и палестинским движением ХАМАС многим дают основание считать ее началом нового тотального противостояния между палестинцами и израильтянами, да и, в более общем смысле, противостоянием ислама и всей остальной цивилизации. Насколько такая оценка является адекватной, не преувеличенной?

Валерий Емельянов: Во всем следует разобраться детально. Представляется, что ХАМАС – это горе, боль и позор всего мусульманского мира. Лево-националистическое и очевидно экстремистское движение облекло свои идеи и призывы в "исламские" формы, хотя, по определению, ислам и радикальный национализм несовместимы. Тем более невозможно подчинение универсальной религиозной идеи более локальной и узкой идее национализма, что ведет к профанации первой, выхолащиванию ее духовного содержания. Результаты этого мы уже имеем – теперь большинство мировых обывателей убеждены, что здоровые бородатые дядьки с "калашами", орущие на улицах Газы, – это и есть ислам сегодня. Вся новейшая история ХАМАС показывает, что главное для этих людей – не возрождение Палестины, не духовная революция, а власть любой ценой. Причем очевидно, что они готовы заниматься политикой просто ради политики. Ну какой еще логикой можно объяснить то, что, обретя полноту законодательной и исполнительной власти, ХАМАСовцы не нашли для этого лучшего применения как бросить все силы на борьбу с Израилем и, что самое главное, на раскол палестинского общества. В то время, как всем известно, что экономических проблем в той же Газе – "конь не валялся"! Эти люди сделали значительную часть гражданского населения заложниками своих политических амбиций.

Какой идеей, какой логикой можно объяснить неприцельные обстрелы израильской территории ракетами кустарного производства? Нужно также напомнить, что именно ХАМАС в одностороннем порядке 19 декабря 2008 года вышел из "тахиды" (затишья, перемирия), а все шесть месяцев, которые это перемирие продолжалось, не только не предпринимал ничего для налаживания отношений с соседней страной, продолжая воинственную риторику, но и изредка обстреливал ее ракетами.

Еще один момент в тактике ХАМАСовцев – они давят на эмоции, причем на эмоции с религиозной компонентой. Вся эта мировая солидарность с экстремистами – нам самом деле - вопли арабской и мусульманской улицы, создающие иллюзию массовой поддержки и стимулириуемые определенными силами. На самом деле она отнюдь не так однозначна, и если мы внимательно прочитаем и прессу мусульманских стран, и заявления многих лидеров арабских и мусульманских стран, то увидим, что большинство из них справедливо призывают к прекращению войны и выражают солидарность с трагедией палестинского народа, что вовсе не равнозначно поддержке ХАМАС. Поэтому я не думаю, что речь идет о воплощении в жизнь теорий скончавшегося в эти дни Сэмюэля Хантингтона о тотальной войне цивилизаций. Перед нами – масштабная политическая, я бы даже сказал, политиканская провокация под исламскими лозунгами и символами.

– Но в таком случае возникает естественным вопрос – кому это выгодно?

– Ответом будет – конечно же, нынешнему режиму в Иране. Общеизвестно, что и шиитская Хизболла, и суннитский ХАМАС являются традиционными операторами иранской внешней политики на Ближнем Востоке, существующими при прямой материальной, технической и идейной подпитке Тегерана. Однако я не согласен с высказываемым часто мнением, что это проявление суннитско-шиитского конфликта внутри ислама. Иран, конечно, страна шиитская, но здешние шииты несколько отличаются от шиитов в других странах, особенно с точки зрения политической теории. И дело, скорее, здесь в амбициях политического лагеря мессианствующих революционеров, которых символизирует фигура нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинеджада. Их идеология – это эклектичный микс из некоторых догматов шиизма, околосоциалистических идей и опоры на дух и наследие великой Персидской империи прошлого. Можно еще добавить сюда ультрарадикализм в действиях самого Ахмадинеджада, активно примеряющего на себя образ политика-пророка, или некоего парарелигиозного мессии.

С учетом фактора разворачивающихся военных действий против проиранских сил на территории Палестины, нужно опасаться очень неприятных сюрпризов со стороны Тегерана. Дело в том, что как политический менеджер, могущий вывести экономику из кризиса, Ахмадинеджад потерпел полное фиаско (заметим, это судьба многих исламистских радикалов, оказавшихся у руля реальной государственной власти). Венцом президентской деятельности бывшего тегеранского мэра в 2008 году стало разбазаривание невесть куда и невесть на что доходов от сверхвысоких цен на нефть. По подсчетам многих экономистов, в результате должен быть создан стабилизационный фонд на сумму более 150 млрд долларов. Однако в нем сегодня не более 20 млрд. Все – и консерваторы, и реформисты - задают один и тот же сакраментальный вопрос – где деньги, Махмуд? А 12 июня 2009 года стране предстоят президентские выборы, где президенту электорат может напомнить многие неприятные моменты в его деятельности. И тут очень к месту… война, которая, как известно, всё спишет. Тем более, что,  несмотря на все давление оппозиции, Ахмадинеджада поддерживает "рохбор" (лидер революции) аятолла Хаменеи, которому многие из оппозиционеров не смеют перечить. Думается, таким образом, очевидно, кто и что стоит за войной в Палестине.

Сегодня главное - не дать экстремистам возможности в политико-пропагандистском плане представить эту войну как тотальное противостояние Израиля и палестинского народа, ислама и всего остального мира. Это важно, прежде всего, для самого ислама и мусульман.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования