"Портал-Credo.Ru": Какое влияние, по-Вашему, оказывает глобальный экономический кризис на религиозную жизнь в мире?
Валерий Емельянов: Влияние это, в первую очередь, психологическое. Думается, что усилятся эсхатологические и апокалиптические ожидания среди представителей всех религий, следствием чего явится увеличение проявлений психически девиантного поведения в разных формах - от "пензенских пещер" до публичного кликушества и суицида. Как известно, кризис начался с финансового и фондового рынков. А при работе на этих рынках задействуются психологические механизмы, сходные с теми, которые проявляют себя в религиозной практике. Это и коммуникация с виртуальной реальностью, и высокая степень влияния случая (чуда), помноженная на высокий уровень непредсказуемости, а также высокий психоэмоциональный фон деятельности. В то же время я не думаю, что произойдет повальный приток деловых людей, ранее не практиковавших религию, в церкви и общины, либо возникнут новые религиозные и парарелигиозные движения. Глобальный характер кризиса и информационная интегрированность современного мира создают у людей психологическое ощущение того, что от экономического апокалипсиса не спрятаться ни в соловецком скиту, ни в предгорьях Гималаев. - Распространено мнение, что кризис не затронул мусульманские страны так же глубоко, как страны Запада, и это свидетельствует о том, что так называемая "исламская экономика", благодаря известной доле независимости от американской модели глобализации, выдерживает испытание практикой? - Подобные эйфорические настроения действительно имели место месяц-два тому назад, когда, после подъема цен на нефть в июле до 147 долларов за баррель, на аравийские шариатские монархии, являющиеся по совместительству также и ведущими мировыми нефтеэкспортерами, пролился очередной долларовый дождь. В частности, выдающийся суннитский авторитет, шейх Юсуф аль-Карадауи, заявил, что этот кризис может быть использован для демонстрации преимуществ исламской экономики. Однако в самое последнее время ситуация резко изменилась. Нефть резко упала в связи с падением мирового спроса, а огромные капиталы, накопленные в так называемых суверенных фондах мусульманских нефтемонархий, лежат мертвым грузом, так как они обычно инвестировались в экономики немусульманских стран, сегодня переживающие кризис и рецессию, - ведь рынок собственно мусульманских стран достаточно узок. И вот в самые последние дни биржевые индексы арабских стран падают, та же Саудовская Аравия сворачивает многие перспективные проекты или откладывает контракты, а Исламская республика Пакистан готовится объявить дефолт. Все это объясняется отнюдь не порочностью исламской экономической модели, а всего лишь той печальной, но объективной данностью, что в целом мировая экономика построена на принципах, далеких от ислама и религии вообще. Однако, после того, как грянул гром кризиса, многие мужики из ведущих политиков, перекрестясь, серьезно заговорили о новом экономическом миропорядке, в котором должно быть меньше спекулятивности и больше разумного и справедливого. А ведь такой подход очень близок базовым принципам исламской экономики. Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru" |