Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Журналист и культуролог ДЖАННАТ-СЕРГЕЙ МАРКУС: "Отсутствие табу, в основе которого лежит чувство священного, - симптом разложения культуры"


"Портал-Credo.Ru": 22 октября в Казани завершился Международный кинофестиваль "Золотой минбар". Среди почётных гостей были звёзды мирового и отечественного кино Изабель Аджани, Анастасия Заворотнюк и другие. Как по-Вашему, они украсили фестиваль или придали ему скандальный оттенок?

Сергей Джаннат-Маркус: Не думаю, что украсили. Анастасия Заворотнюк в свои 35 лет – "звезда" бесконечных оголений, скандалов с постоянными разводами, и (вот примета нашего времени!) "народная артистка России". Пресса (естественно, в основном жёлтая), пестрит сообщениями о ней типа "Изнасилование Анастасии Заворотнюк на сеновале сняли на видео" (газета "Твой день"). Читаем: "Первая роль в кино для "прекрасной няни" Анастасии Заворотнюк закончилась сценой изнасилования в монастыре на сеновале. В картине "Наследник", снятой в 1993 году режиссёром Владимиром Любомудровым, ныне популярная актриса сыграла маленькую роль дочери священника. Её творческим взлетом стала роль няни Вики в сериале "Моя прекрасная няня". Однако о своём дебюте в кино ни в одном интервью или биографии актриса не вспоминает.

Как раз во время "Золотого минбара" прессу облетела очередная скандальная новость о "почётной гостье". На 20 ноября Симоновский суд Москвы назначил слушания по иску телеканала "Россия" о взыскании с Заворотнюк свыше 17 миллионов рублей неустойки и штрафа. Одним словом, достойней кандидатуры для "форума мусульманского кино" трудно было сыскать…

А что за персона француженка Изабель Аджани? Это одна из ведущих французских актрис, удостоенная национальных и европейских премий, снимается также и в голливудских постановках, возглавляла жюри 50-го Каннского кинофестиваля – так вкратце можно сказать о её месте в кино. Но какое отношение она имеет к исламским темам? То, что родилась от брака нерелигиозного алжирца-эмигранта с немкой? Или как-то воплотила мусульманские образы? И как это связано с участием в типичных для западного кино эротических лентах с титрами "для лиц не моложе 16 лет"?

В призыве гендиректора фестиваля, размещённом на его официальном сайте, мы читаем косноязычные и пафосные призывы, вроде – "приглашаем на фестиваль всех тех, кому небезразличны критерии нравственности": "Золотой минбар" призван внести свою лепту в возрождение и сохранение моральных ценностей, утерянных в последние годы, в годы засилья на экранах дешёвых телесериалов и фильмов с беззастенчивой пропагандой насилия, межэтнической розни, разврата, "высоких отношений" между особями нетрадиционной ориентации. Нам очень приятно проводить фестиваль в эпоху возвращения неподдельного влечения к принципам гуманизма… Поэтому мы и хотим, чтобы на "Золотом Минбаре" участвовали фильмы, лишённые даже намёка на то, что противоречит принципам гуманизма и воле Всевышнего".

Я уже дважды был вынужден писать о том, как именно руководство фестиваля воплощает своё "неподдельное влечение к принципам гуманизма". В прошлом году почётной гостьей стала Катрин Денёв, так же, как и Аджани, ранее не замеченная ни в симпатиях, ни в интересе к исламу, а сразу после Казани озвучившая антиисламский (!) мультик у себя на родине во Франции.

А потом во главе нового фестиваля "Ноев Ковчег" (своего рода "двойника" казанского, но подготовленного для Грозного и ради возрождения измученной Чечни) предложили главой жюри… Андрона Кончаловского, "прославившегося" цинизмом в кино и воспоминаниях. Хвала Всевышнему, вовремя написанное предотвратило поругание светлого имени Пророка Нуха (Ноя, мир ему!) – об этом в Москве рассказал мне этим летом муфтий Чечни.

Но вот казанский фестиваль, по-прежнему заявляющий о своей будто бы "альтернативности" тому растлению, которое несёт большая часть кинопродукции Запада и озападненного российского кино – повторяет свои ошибки. Проще говоря – немалые деньги, собранные будто бы во имя созидания и пропаганды "исламского кино", тратятся на приглашение "звёзд" растления. Да, говорят, они знамениты на Западе, а Заворотнюк – на всю Россию. Ну и что? А чем они прославились? Комментарии излишни: в их "творчестве" нет не только исламской ценности, но даже и следов "христианского гуманизма" - это всего лишь сгнившие плоды "заката Европы", постхристианского либерального, атеистического мира.

Несомненно, на фестивале были показаны как негодные, так и добротные фильмы. Но вывод о самой организации можно сделать, увы, безрадостный — вместо того, чтобы нести свет и чистоту ислама современнику, "Золотой минбар" жалко потакает самым примитивным нравам масс­культуры постхристианского Запада".

- То есть, Вы считаете, что фестиваль не выполнил своих задач, не получился?

- Одно из важнейших свойств мусульманина – фуркан, способность к различению. Добра от зла, запретного от разрешённого, халял от харам. В обществах, где не потеряны традиции исламских учёных-алимов, именно знающие люди помогают незнающим (или слабослышащим) разобраться в окружающем. Опыт казанского кинофестиваля, увы, показывает со всей горечью, насколько глубоки потери исламской культуры в России. Исполненный благими намерениями, он не оправдывает своих же задач, своего названия. Если б он просто именовался бы "казанский кинофестиваль" или даже "фестиваль тюркского кино" - не было бы и разочарования, не было бы (что гораздо опаснее духовно) и обмана публики. Особенно молодёжи.

Если всё повторится, как и ранее – с дрожью и ужасом будем ждать, какую же новую псевдо-"звезду" пригласят в следующем году в Казань на так называемый "Золотой минбар"?

Ещё одно имя нельзя хотя бы кратко не упомянуть в связи с фестивалем - спецприз "За вклад в киноискусство" был вручён почётному гостю, народному артисту СССР, кинорежиссёру Эльдару Рязанову. Обидно, но этот всеми любимый автор не удержал былого высокого уровня: его последний фильм "Андерсен. Жизнь без любви" полон сцен, оскверняющих образ женщины, матери, любви, полон пошлого заигрывания со вкусами "человека массы". А для мусульман совершенно неприемлема такая "художественная метафора", как появление в кадре некоего "бога" в виде старика. В культуре есть темы, с которыми не шутят, и образы, на которые наложено ясное табу. Отсутствие табу, в основе которого лежит чувство священного, - симптом разложения культуры.

И не только противостоять этому разложению, но даже различать его смердящий запах рядом с собой, устроители "Золотого минбара" за четыре года так и не научились. Называть солидные организации, давшие свои имена этому проекту, даже не хочется. Стыдно.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования