Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Директор Института изучения религии стран СНГ и Балтии НИКОЛАЙ МИТРОХИН: "Московская патриархия, конечно же, рассчитывает поддерживать свое влияние на территории Украины столь долго, сколько это будет возможно"


"Портал-Credo.Ru": Московская патриархия заявила о выходе из Конференции Европейских Церквей (КЕЦ), объяснив это демонстративным отказом президента пастора Жана-Арнольда де Клермона рассматривать вопрос о принятии в эту организацию Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Каковы, по-Вашему, последствия такого демарша?

Николай Митрохин: Он не имеет никакой практической значимости. Членство в КЕЦ ничего не прибавляет и не убавляет состоящим в ней организациям. Это просто демонстрация неприятия того, о чем говорил Вселенский Патриарх Варфоломей – монолитности Церкви, как таковой. Русская Православная Церковь Московского патриархата тяготеет к замкнутости и стремится к созданию своего собственного "православного мира". Видит же она его в том, что называет своей "канонической территорией": саму себя, Грузинскую Православную Церковь, Сербскую и, с какими-то допусками, готова разговаривать об этом с Болгарской. И все. Потому что все остальное – это "не наш" православный мир, да еще и под предводительством враждебного России Константинопольского Патриарха. Поэтому и обособление от КЕЦ было со стороны РПЦ вполне логичным.

– Во время празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси патриархи Варфоломей и Алексий II договаривались об обсуждении проблемы православия в Украине. На Всеправославном совещании никаких сдвигов по этой теме не произошло. Однако, как Вы оцениваете перспективы взаимоотношений Церквей в этой стране?

– Московская патриархия, конечно же, рассчитывает поддерживать свое влияние на территории Украины столь долго, сколько это будет возможно. В последнем дипломатическом раунде – на летней встрече в Киеве - ход был сделан только РПЦ МП. Патриарх Варфоломей тогда не стал давать никаких авансов своих дальнейших действий. Но, если нынешние процессы в Украине будут продолжаться в том же направлении, то, соответственно, у Константинополя будет оставаться все меньше сдерживающих факторов.

– Можно ли понять это так, что "все зависит от поведения самой РПЦ МП"?

– Нет. Потому что главным образом независимость Украинской Православной Церкви Московского патриархата зависит от тех процессов, которые происходят внутри нее самой. То есть, от роста количества священников, которые говорят по-украински в восточных областях, от умножения молодого поколения верующих, которые чувствуют себя гражданами Украины и никак не ассоциируют себя с Россией. Это те, кому сейчас, скажем, 30 лет и меньше – они выросли уже не в Советском Союзе, а в независимой Украине. Поэтому русофильские тенденции внутри части УПЦ МП им, по крайней мере, непонятны. Баланс сил, соотношение между "советскими" и "несоветскими", – меняется с течением времени по мере развития истории независимой Украины. И это гораздо более эффективный фактор, чем любые дипломатические ходы. Определяющий фактор.

– То есть, время в данном случае работает против "украинского интереса" нынешней Московской патриархии?

– Однозначно. Если 10 лет назад внутри УПЦ МП виделся принципиальным вопрос о том, быть ли ей автокефальной или нет, то сегодня этой дискуссии всерьез, на мой взгляд, уже не ведется. Всем понятно, что УПЦ МП будет автокефальной, и остается уточнять лишь, когда и на каких условиях. Собственно, выступление митрополита Владимира (Сабодана) на последнем Архиерейском Соборе в Москве это вполне отчетливо подтвердило. Он говорил о долженствовании "независимой Церкви в независимом государстве", и это можно считать знаком, предшествующим наступлению украинской автокефалии. Остаются лишь вопросы о том, кто, с кем и на каких условиях торгуется. Да, многое зависит еще от того, насколько хватит жизненных сил Патриарха Филарета. Потому что если бы он ушел, то условия воссоединения всех православных Украины в автокефалии, возможно, могли бы изменяться. Вот эти детали сегодня гораздо более важны, чем то, что говорят Патриарх Алексий и Патриарх Варфоломей.

– Что вы можете сказать по поводу самого факта созыва Всеправославного совещания? Не возникает у вас ощущения, что это возобновившееся после 1923 и 1948 года мероприятие может обернуться новым межцерковным органом?

– Нет. Какой же это может быть "межцерковный орган", если в качестве самой крупной Церкви там присутствует МП, которая занимает крайне жесткую позицию? Скорее, Совещание является попыткой изменить соотношение сфер влияния на постсоветском пространстве. Во всяком случае, сейчас мне не кажется, что это надолго, что это долгоиграющий проект. Чтобы что-то подобное стало реальным, очень серьезные внутренние изменения должны произойти, прежде всего, в РПЦ МП. Надо, чтобы она стала способной вести хотя бы переговоры не по форме, а по сути, потому что "по сути" она не готова в этом отношении вообще ни к чему. Она не владеет даже "языком", на котором можно разговаривать не только с Константинополем, но и со всем европейским и мировым православием, за исключением Сербии.

Заметны ли Вам какие-либо изменения в РПЦ МП в этом направлении?

– Нет, они отсутствуют. Есть подозрительность. Есть та привычная ситуация, при которой РПЦ МП имеет деньги от государства и за счет них может что-то затевать. Здесь ситуация, как раз аналогичная той, что была в период Совещания 1948 года, когда у Московской патриархии были деньги, переданные ей безбожным государством. За счет манипулирования ими она и пыталась так или иначе изменить позицию и в мировом православии, и свою собственную.

Вот и сейчас, у РПЦ МП тоже есть деньги. Правда, пока мы не знаем подробностей о том, идут ли какие-то закулисные переговоры. Тем не менее, наличие хороших средств и связанный с ними статус придает ей бóльший "драйв" и бóльшее желание менять то, что не нравится ей в православном мире. Если вернуться к аналогии с Совещанием 1948 года, то тогда эти деньги и "драйв", как известно, быстро закончились, и позиция РПЦ МП в мировом православии осталась без изменений. Я сильно подозреваю, что то же самое будет и в данном случае.

Беседовал Михаил Ситнников,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования