Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Академик РАЕН ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "От коллайдера до конца света так же далеко, как от земли до неба"


"Портал-Credo.Ru": Интересуетесь ли Вы возникшей в последние дни проблемой коллайдера и "конца мира", привлекшей особое внимание вчера, в связи с тестированием коллайдера?

Валентин Никитин:  Проблема коллайдера и конца света меня очень даже интересует, но мало волнует. Столь противоречивое отношение легко объясняется. В Писании сказано, что не наше дело знать времена и сроки: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец…". С другой стороны, Сам Господь снисходительно готов удовлетворить эсхатологическую любознательность, если можно так выразиться, своих учеников: "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето…" (Мф.24,32). Сенсация с коллайдером – лишь отражение глобальных эсхатологических предчувствий мистиков и визионеров. Не надо делать из этой проблемы устрашающий жупел, но не следует и небрежно от нее отмахиваться, как от мнимой "страшилки".

- Чем Вы объясняете столь острый интерес к этой коллизии у множества людей?

- Мир действительно вступил в апокалипсическую эпоху, вот отчего нам кажется, что "протонные струи" в опытах современных физиков-ядерщиков могут взорваться в "черную дыру", вызвать планетарную катастрофу и породить гекатомбу жертв. Альтернативный отказ от современных технологий и возврат к природе невозможен; проект построения искусственной биосферы - утопия; рассуждения о т.н. "ноосферизации человеческой деятельности" - дымовая завеса… И в этой связи, на мой взгляд, любая футурология гораздо предпочтительней для достоинства человека, чем смехотворное прогнозирование футбольных матчей и всякого рода спортивных поединков. Стремление заглянуть за роковую завесу, предощущение того, что близко, что при дверях есть, присуще не только религиозному сознанию, но и сознанию каждого мыслящего человека. Эта пытливость – драгоценное свойство живой человеческой натуры; особенно симптоматично, но и тревожно, это качество в современных детях. Взрослому человеку более свойственно задумываться о своем личном урочном часе, личном апокалипсисе.

- Личный и общий апокалипсис – не две ли это стороны у одной медали?

- Готов с Вами согласиться с некоторыми оговорками. Нельзя быть равнодушным к моменту конца для всего человечества, но этот момент должен представляться нам в весьма отдаленной перспективе, по сравнению с молниеносно приближающейся для каждого датой индивидуальной смерти. Хотя это равновеликие величины, но знать свой урочный час – привилегия святых, открываемая им свыше в порядке исключения: простому смертному знать время своего ухода из земной юдоли не подобает. А вот роду человеческому знать о приближении своего конца очень даже полезно. Чтобы бодрствовать и не ждать милостей от природы.Чтобы не забывать о ежедневной молитве, заповеданной нам ранним христианством апостольских времен, в период Единой Неразделенной Церкви: "Ей, гряди, Господи!".

- Каково в общих чертах учение Церкви о последних временах и сроках человеческой истории? То есть, эсхатологическая концепция в христианском богословии, основанная на Библии. Я подразумеваю, конечно, не только ветхозаветные пророчества, но, в первую очередь, Апокалипсис. Обычно он воспринимается как пугающая "книга ужасов", синоним мирового катаклизма и всеобщей гибели. Не с этим ли связан негативный фон в восприятиик оллайдера у многих богобоязненных верующих?

- Иносказания и символика Апокалипсиса, его потрясающие идеи и образы нашли отражение в мировой литературе (достаточно вспомнить "Центурии" Нострадамуса); апокалипсическая символика и поныне питает воображение поэтов и мистиков, философов и богословов, нередко порождая всякого рода сектантские спекуляции. Но лучший путеводитель по Библии — сама Библия, а не наши измышления, - справедливо считал Блез Паскаль. От катастрофы водного потопа при праотце Ное - к гибели в огненной стихии – таков путь человеческой цивилизации, согласно ветхозаветным пророчествам. Новый Завет не отвергает этой устрашающей перспективы, но вносит в нее существенные коррективы, связанные с космической метаморфозой, с нисхождением Небесного Иерусалима, с преображением вселенной и всего мироздания. Последний день в истории человечества и мира, День Господень, ознаменует торжество Бога и победу торжествующей Церкви – Церкви Христовой; тогда свершится апокатастасис - "восстановление всего", сопровождаемое славным преображением наших тел, вступлением в наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах (1 Пет. 1,4)… В чаянии этого мы можем только радоваться. Ведь Апокалипсис оптимистически возвещает обуничтожении зла иего демонических носителей, обустановлении на земле царства Божия - Нового Иерусалима. В этом парадокс христианской веры и надежды. Но никакой самый колоссальный коллайдер, даже если вся наша планета превратится в подобный инструмент, не приблизит нас ни на йоту к этому эсхатологическому событию.

- Каков Ваш прогноз относительно предстоящего испытания коллайдера 21 октября и приуроченной к этому дате "конца света"?

- От этого испытания до конца света так же далеко, как от земли до неба. Но… и бесконечно близко! Кто знает, где лежит эта грань? Инь и янь, земля и небо переходят друг в друга, как лента Мёбиуса. Подлинно христианская эсхатология призвана быть не фатальной, а условной - сочетать понимание бесконечной власти Бога над человеческой историей и бесконечной, богодарованной свободы че­ловека, как творца собственной истории. Эту идею выразил гениальный Н.Ф.Федоров и творчески развивал убежденный апологет свободы Н.А.Бердяев. Но если отреальности до иллюзии – один шаг, то от иллюзии к реальности лежит бесконечность.

- Что Вы скажете о высказываниях ученых относительно того, что коллайдер самым существенным образом поможет приоткрыть загадки пространства и времени, постичь тайны мироздания?

- Полагаю, это явные преувеличения. Ведь научное познание относительно, абсолютная истина – прерогатива Божия. С другой стороны, нельзя ограничивать сферу свободы, дарованной человеку Самим Творцом.Тем более, если человек создан по Его образу и призван стяжать Его подобие.

- Есть ли особая актуальность у этой проблемы для нашей страны, для России?

- "Сатана свои крылья раскрыл, Сатана, над тобой, о родная страна!" - пророчески писал Вяч. Иванов в период первой русской революции (в 1906 г.). Сегодня эти крылья простерты не только над Россией, но и над всем миром… Наш малый отечественный Апокалипсис - распад Советской империи - предрекли и воплотили в своем творчестве историки и социологи, художники и поэты. Глобальный Апокалипсис с гораздо большей вероятностью и силой грозит нам не в образе коллайдера, а в образе новых Хиросим и Чернобылей, озоновой дыры и тающей Гренландии. А еще хуже – новых Освенцимов и Бухенвальдов. Упаси Боже от этого!

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования