Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: "В момент кризиса и царские мощи, и труп Ленина используются властью в качестве инструментов "антикризисного управления" во всероссийском масштабе"


"Портал-Credo.Ru":  Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) - ньюсмейкер в связи с "Царскими днями", прошедшими в Екатеринбурге, - сделал заявление, проливающее свет на то, как руководство РПЦ МП видит признание подлинности екатеринбургских останков, и какие шаги оно предлагает государству.

Чтобы читателям стало сразу о о чём идёт речь, приведу несколько тезисов из интервью митрополита Сергия Екатеринбургскому православному каналу "Союз". Иерарх начал с того, что сформулировал свои претензии к экспертам, - это они "как-то все делают не так". "Не так", - это значит, не включили в состав комиссии по идентификации останков Марии и Алексея представителей МП. Вторая претензия уже адресуется властям: если государство решает этот вопрос без участия Церкви, то зачем оно "требует", чтобы Церковь признавала останки за мощи? Третья, совсем уже странная, с упоминанием каких-то совсем непонятных "сатанистов": Церковь "все время толкают" "объявить эти останки святыми мощами и заставить нас им поклоняться" "лже-мощам". Как будто это могут быть останки цареубийц, например, Юровского, Ермакова, Войкова, Голощёкина или даже Имре Надя?

Михаил Жеребятьев: Насчёт ньюс-мейкерства с церковной стороны по случаю 90-летия скорбной даты, то я бы сказал, что таких лиц, задействованных в этом процессе, много. Это и сам Патриарх, выступивший с призывом к власти (заметьте!) не от имени возглавляемой им Церкви, а от её дочерней структуры – Всемирного русского народного Собора, другие иерархи, руководитель патриархийной пресс-службы. А каков священник – сотрудник ОВЦС!

– Священник Георгий Рябых?

– Да, но говорят, что не он один причастен к громкому антикоммунистическому заявлению. И другие сотрудники ОВЦС потрудились. Вообще, с точки зрения подачи информации – блестяще сработано, ничего не скажешь!

Просто у всех оказались разделены функции. Непосредственно тему подлинности останков, видимо, в Чистом переулке решили не смешивать с остальными аспектами скорбной даты. Вот, давать развёрнутый ответ относительно перспектив признания найденных новых фрагментов тел (как и тех, что были обнаружены раньше тоже) поручили митрополиту Сергию (Фомину). Это понятно. Даже по логике вещей, такие важные заявления должен делать маститый иерарх с полномочиями. Сравните его высказывание на телеканале "Союз" с тем, что говорили потом там же, скажем, отцы Владимир Вигилянский и Всеволод Чаплин. Всё похоже, но у митрополита значимее.

– Кстати, недавно Вы назвали воронежского митрополита Сергия главой пропатриаршей консервативной партии епископата, созданной сверху Архиерейским Собором...

– Полномочия руководителя "Царских дней" владыке Сергию были даны хоть в виде разового, но очень почётного поручения. То, что мы видим в связи с "Царскими днями",  – лишнее подтверждение, что статус главы партии начинает работать на своего носителя. Конечно, партия эта пока неформальная, её предполагаемая роль на два-три шага вперёд более понятна, чем, скажем, её институциональная обеспеченность внутри самой РПЦ МП. Но, как любил говаривать автор светской Перестройки, "процесс пошёл"… А значит, начинает пересматриваться структура управления РПЦ МП: наряду с всесильными ОВЦС МП и Управделами появляются и другие образования.

Конечно, заявления типа того, что сделал митрополит Сергий в Екатеринбурге, может делать только иерарх: а) представляющий согласованную позицию епископата, б) в неком пусть и неформальном статусе. И то, и другое - налицо. Позиция епископата по вопросу принадлежности останков была сформирована ещё 10 лет назад. Всё, похоже, решило "митрополитбюро", но его решение оказалось созвучным тому, что думали по этому поводу, как понимали себе коллизию рядовые иерархи.

Тогда и в "большом обществе", и во власти, и в Церкви – было понятно, что захоронение екатеринбургских останков имеет выраженную персонализированную связь с первым президентом России, в бытность первым секретарем Свердловского обкома КПСС по приказу своего московского начальства давшего команду на снос Ипатьевского дома.

Не наша с Вами сейчас цель рассуждать – насколько такое совпадение – "Ельцин - первый секретарь Свердловского обкома – Екатеринбург – Ипатьевский дом" – мистическое. Ясно другое – для непопулярного в бóльший период своего президентства Ельцина, который выполнил роль могильщика советского строя, был, несомненно, был важен вопрос собственной моральной и политической реабилитации. Как за своё партийно-советское прошлое, так и за ошибки в бытность президентства. Прошли выборы 1996 г., "подкачанный" рейтинг снова упал до нулевой отметки, да и здоровье не ахти… Было понятно, что Ельцин уходит. Это не ситуация окончания президентства Путина, когда все до последнего гадали, что перевесит - норма формального права или некая понятная лишь "мудрецам" высшая "целесообразность". Вообще, Ельцин в постсоветской истории пока уникальная фигура в смысле того, что только он публично каялся перед народом за ошибки власти. Тут нужно отдать ему должное. Может поэтому о нём просто забыли, и никто всерьёз не потребовал расправы. А уж сколько было желающих?!

– "Царский урок"?

– Возможно, а почему бы и нет? Впрочем, другим руководителям страны каяться в своих ошибках тоже не заказано. А это уже будет "Ельцинский урок", но пока он не востребован. Не исключено, что о нём вспомнят в какой-нибудь кризисный момент.

Нынешним же руководителям страны нет большого дела до царских останков. Эта страница уже перевёрнута предшественником. Именно поэтому никто не создавал комиссии для идентификации предполагаемых фрагментов тел Марии и Алексея в прежнем формате с участием РПЦ МП.Конечно, в Кремле не забыли про несговорчивость РПЦ МП.

Мне представляется, что митрополит Сергий выдал желаемое за действительное, говоря, что власть якобы понуждает церковное руководство признать останки царскими с целью превращения их в общенациональный объект поклонения. Сегодняшней власти на фоне её участия в безудержной клерикализации всех сфер общественной жизни, по счастью (!), нет никакого дела до того, будут останки почитаться как мощи или нет. Это, как понимают в Кремле или Белом доме, – сугубо внутренний вопрос МП. Есть, конечно, чиновники, которые готовы принимать всё, что бы ни говорили иерархи, батюшки, монахи, но таких людей во власти, опять же, к счастью, очень и очень немного. Причину такой неэффективности риторики РПЦ МП я объясняю тем, что ко всем без разбору она предъявляет требования в сфере поведения, которые имеют монастырскую природу, а, значит, заведомо невыполнимы большинством в условиях мирской жизни. Почему эти правила не облегчить, исходя из принципа "икономии", – ну, это такая "охранная грамота" самой корпорации, управляемость которой иерархия боится упустить из рук.

Тогда, 10 лет назад, для Ельцина и его окружения и признание останков со стороны МП, и их почитание именно как святых мощей - было очень значимо. Но руководство РПЦ МП (а сейчас Церковь возглавляют те же самые люди, что и 10 лет назад) проявило чрезмерную осмотрительность и не рискнуло солидаризироваться с режимом Ельцина. А сейчас "поезд ушёл".

Даю "Порталу-Credo.Ru" наводку. Расспросите Бориса Немцов –, тогдашнего первого вице-премьера, ответственного за перезахоронение 1998-го г., не забывая при том, что мыслил себя он в ту пору едва ли не преемником Ельцина – Борисом III! Немцов – один из немногих представителей элиты, кто на сегодня не связан никакими обязательствами молчания – он многое может поведать.

Так что сейчас интерес к этой теме утрачен, но именно как к вопросу, который должен быть закрыт сейчас, нынешним руководством и нынешним поколением россиян. Власти даже хоронить Ленина не торопятся – периодически лишь "зондируют" общественное мнение. Кстати, в реальной политике сегодняшней России прослеживаются те же тенденции. Взять вопрос мирного договора с Японией и завязанную на него проблему четырех отсровов Южных Курил. Официальная позиция: "Не сейчас – потом когда-нибудь".

В то же время такое стечение обстоятельств и простое чувство самосохранения на случай кризисных ситуаций заставляют власти хотя бы периодически задумываться над тем, какой имеется в запасе "отложенный спрос" на символические ресурсы?

Поэтому заявление митрополита Сергия можно рассматривать, как попытку разморозить ситуацию, точнее даже – подать властям сигнал о готовности на случай чего.

– Как Вы представляете себе такой обмен ресурсами?

– В момент какого-нибудь острого кризиса, с одной стороны – царские мощи, а, с другой – труп Ленина - могут быть использованы властью в качестве инструментов "антикризисного управления" во всероссийском масштабе. С сегодняшними коммунистами, весьма успешно овладевшими и парламентскими инструментами, и демократической риторикой, всё равно торг невозможен. По логике жанра они – политическая оппозиция. А ситуация ослабевающего, "проседающего" государства, потребует именно политического торга, безопасных для режима правящей корпорации уступок, что властям гораздо уместнее сделать с РПЦ МП. Тут можно запустить "по полной программе" идеологию национального примирения.

Но, кроме кризисного сценария, близится круглая дата – 400 лет с момента окончания "Смутного времени" и воцарения династии Романовых. 400-летним юбилеем династии, как называют 2013-й год уже некоторые политики, эту дату называть нельзя: нет ни династии, ни монархии вообще.

– А что конкретного можно сказать по поводу нынешней позиции РПЦ МП относительно останков?

– Она, в отличие от той, которая имела место 10 лет назад, совершенно понятна для властей и общественности. Последняя инициировала в своё время поиск тел и ставила вопрос о перезахоронении, кстати, возможно, излишне уповая в этом деле на Церковь как на символического примирителя. Это, условно, круг Эдварда Радзинского и Гелия Рябова. Вспомните, как именно представители общественности были недовольны. Властям-то было "не с руки" публично демонстрировать обиды на иерархов – там особые отношения и "сориться по пустякам" не всегда уместно. А вот у энтузиастов символического дела языки оказались развязаны. Что любопытно, и Радзинский, и Рябов даже сейчас повторяют свои недоумения и им дают эфир.

Ещё один значимый посыл из выступления митрополита Сергия, на который хотелось бы обратить внимание. Владыка Сергий, "как бы", озвучивает условия, при которых РПЦ МП признает останки царскими, а, следовательно, может совершить их прославление как мощей. Оказывается на всё воля не Божия, а светского суда, в который РПЦ МП предпочитает обычно не обращаться. Вот дословная цитата: "Принадлежность останков ‑ вообще должен решать суд. Должен быть судебный процесс, максимально открытый, и суд должен вынести решение, чтобы никаких вопросов уже ни у кого не оставалось".

Кому как, но мне это напоминает сегодняшнюю практику венчаний в РПЦ МП: "Вы нам покажите бумажку о заключении брака, а потом мы Вас повенчаем". На вопрос "А почему нельзя без бумажки?", – без запинки отвечают: "Но мы ведь Вас не знаем?".

Вот такое сравнение напрашивается!

Беседовал Антон Свиридов
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования