Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 сентября 2006, 22:45 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) Архиепископ Омский и Сибирский ТИХОН (ПАСЕЧНИК) рассказал «Порталу-Credo.Ru» о свободе и истинном православии


Глава Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) архиепископ Тихон (в миру Пасечник Леонид Алимпиевич), родился в 1948 году в Казахстане в семье политических ссыльных. Образование высшее. В 1970 году окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель. С 1985 году проживает в Омске. Духовное становление и воцерковление проходило в омской катакомбной общине, состоящей из духовных чад приснопамятного отца-исповедника Катакомбной Истинно-Православной Церкви иеромонаха Александра (Орлова, 1876-1977). В 1996 году пострижен во чтеца, в 1997 – во иподиакона омской общины. В 1998 г. принял постриг в иночество с именем Тихон, в честь Святого Патриарха Тихона Исповедника, с одновременным рукоположением во иеродиакона. В 1999 году в день престольного праздника храма Свв. Царственных Мучеников г. Омска епископом РПЦЗ Евтихием (Курочкиным) Ишимским и Сибирским рукоположен во иеромонаха. Назначен священником на омский приход.

В 2000 году после октябрьского собора РПЦЗ решительно отверг новый курс Синода РПЦЗ во главе с архиеп. Лавром. Вместе с настоятелем прихода свящ. Василием Савельевым и другими сибирскими клириками и паствой РИПЦ-РПЦЗ остался верным законному Первоиерарху Митрополиту Виталию (Устинову). В 2002 году архиепископом Лазарем (Журбенко) Одесским и Тамбовским пострижен в мантию с оставлением принятого в иночестве имени Тихон. В августе 2002 года, после фактического разделения РПЦЗ(В) на две группы, хиротонисан во епископа Шадринского, а в июне 2003 года назначен правящим Епископом Омским и Сибирским. С июля 2005 года, после кончины архиепископа Лазаря (Журбенко), владыка Тихон является председателем Архиерейского Синода РИПЦ в сане архиепископа.

В состав РИПЦ входит Омско-Сибирская, Черноморско-Кубанская, Одесско-Тамбовская, Чернигово-Гомельская, Новгородско-Тверская, Верненско-Семиреченская епархии. Приходы РИПЦ расположены как в России, так и на Украине и в Казахстане. Всего в состав РИПЦ входит около 200 общин и групп, в том числе и полуподпольных катакомбных. На территории России располагается до 100 подобных групп – по словам архиепископа Тихона, лишь немногие приходы регистрируются или объявляют о своем существовании открыто.

"Портал-Credo.Ru: В 90-е годы клирики РПЦ МП, переходившие в другие юрисдикции, не только ссорились со своими архиереями, но и искали более свободной Церкви, требовали от РПЦ МП осознать ошибки сергианства и экуменизма и т.п. Внутри РПЦ МП сохранились советские традиции, но и появились новые, принесённые интеллигенцией, связанные с миссией и социальным служением. Как Вы думаете, что было за последние 15-20 лет положительного и что отрицательного в жизни Российского Православия в целом на территории России?

Архиепископ Тихон: Положительное – это то, что верующие люди, в том числе и катакомбники, получили возможность открыто выражать свои религиозные чувства. И что у многих людей, искренно ищущих Бога и стремящихся к спасению души, есть сейчас возможность узнать об Истинной Церкви и стать Ее чадами. А отрицательное то, что Россия все больше и больше вязнет в распущенности, разврате, комфортобесии и безбожии, несмотря на внешнее благополучие и материальное процветание официальных религиозных конфессий. В этом, к слову, главное преступление сергианской церкви как "церкви лукавнующих" перед русским народом, в том числе и перед собственной паствой: потеряв основные духовные ориентиры, иерархия МП лишила этих спасительных ориентиров и свою паству, ибо "если слепого ведет слепой, то оба упадут в яму". А для многих искренних, ищущих сердец она является еще и большим соблазном, – отталкиваясь от Московской патриархии, они, к сожалению, часто отталкиваются вообще от Православия.

- Как Вы полагаете, объединятся ли когда-нибудь различные части Русской Православной Церкви, и на каком основании? И вообще, на Ваш взгляд, нужно ли это православным людям?

- Две Православных Церкви –РПЦ МП и РПЦЗ(Л) уже объединились в коалицию в соответствии со своими своекорыстными чаяниями, не руководствуясь при этом ни Евангелием, ни Св. Канонами Церкви, ни своими прежними идеологическими установлениями. Это очень нужно некоторым власть имущим в Церкви для более успешного служения маммоне. Что касается объединения других юрисдикций, позиционирующих себя как православные, то подлинное единение их возможно только в Истине вокруг Креста Христова. Если же это представляется недостижимым, товспомним слова нашего Господа: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18.27).

- Возможно ли объединение не православных юрисдикций в России, как альтернативы РПЦ МП?

- Прежде всего, мы являемся православными и не определяем себя как альтернативу Московской патриархии или каким-либо другим религиозным организациям. Мы не альтернатива, мы Русская Истинно-ПравославнаяЦерковь. Наша единственная задача – это спасение своих душ и душ наших пасомых. Вопросы приведения заблудших ко Христу, укрепления веры в Господа, покаяния во грехах являются приоритетными для нас. Готовы ли мы к объединению с кем-либо? Да, мы не отвергаем тех, кто приходит в Церковь с чистым сердцем и нелицемерными делами, не попирает догматы и каноны Православной Церкви.

- РПЦ МП строит отношения с государством как с исторической силой, которая почти всегда подминала под себя церковные структуры, но считала себя при этом защитницей православия. Ваше восприятие власти похоже скорее на старообрядческое?

- Московская патриархия, так же как и иерархии "старого обряда", имеет право строить свои отношения с государством так, как считает нужным.

Наше же отношение к государственной власти было определено еще в 20-е годы прошлого столетия Свв. Отцами Новомучениками и Исповедниками Русской Православной Церкви. Наиболее точно оно выражено в "Соловецком послании" –документе, направленном в Правительство СССР из Соловецкого лагеря особого назначения заключенными-епископами. В частности в нем говорится: "…Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого она не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо она лояльна в отношении правительства всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Северо-Американских Штатов…" Но, конечно, речь идет не о подчинении внутренней и внешней жизни Церкви государству, не об утрате Церковью внутренней духовной свободы. Те же Соловецкие святители, когда митрополит Сергий (Страгородский) потребовал от Церкви принять его "декларацию лояльности" 1927 года с безоговорочным подчинением безбожному государству, предпочли лагеря и смерть такой "лояльности". В этом они с митрополитом Сергием и его синодом разошлись;с тех пор и существуют Катакомбная Церковь и советская Московская патриархия.

- Многие неправославные и православные граждане, которые не принадлежат к РПЦ МП, вынуждены отстаивать свои права по демократическим законам. Считаете ли Вы наличие свободного и сильного гражданского общества одной из основных ценностей для верующего гражданина?

- Основная ценность для христианина это Господь, а гарантом прав верующего как гражданина может являться Конституция или соответствующие законы. Понятие свободы так же как и понятие глобализации разными людьми трактуются по-разному. Православному человеку, например, чуждо голландское понимание свободы с легализацией наркотиков и гомосексуальными браками, это не свобода, а рабство греха. Нам также чуждо общество свободное от Бога. Православная аскетика учит, что если человек "свободен от Бога", значит, он находится в рабстве у греха и дьявола.

Живя в современном мiре, мы не можем абстрагироваться от его законов и свобод, но главный закон для православного человека – это Закон Христов. И еще, христианин принимает время и место своего рождения и служения Господу как волю Божию о его спасении. И родится ли он и будет проживать свою земную жизнь в демократическом обществе, или в тоталитарном – это уже проявление Промысла Божия.

- Считаете ли вы необходимым для Церкви социальную работу?

- Господь наш Иисус Христос заповедал нам служить ближним и малым сим от трудов своих праведных. Если это может выразиться в форме какой-то приемлемой социальной программы – очень хорошо, а если нет, то не будем пропускать иные формы служения ближним, которые подаются нам Промыслом Божиим. При этом не надо забывать, что главное служение – это служение Богу.

- Вы упоминали в своих интервью о том, что одной из главных угроз миру в целом и духовности является глобализация. В чем зло глобализации и считаете ли Вы демократию, которая сопутствует глобализации, также злом?

- Мiровая глобализация –это проблема, волнующая многих, не только православных, но даже и людей неверующих. Объединение этнических культур, границ,экономических интересов – что это принесет мiру? Новый мiровой порядок? Разрушения и антихриста или общий всемiрный союз на благо цивилизации? На эти вопросы разные люди отвечают по-разному, а оттого и имеются различные точки зрения. В православном мiре нет грека или еврея, есть брат во Христе, а потому мы, православные, едины по всему мiру, несмотря на границы и видимые частные разногласия. В отношении же конца этого земного мiра и прихода антихриста мы, конечно же, исповедуем традиционное учение Православной Церкви.

Демократия, в переводе на русский язык –власть народа. Основой демократии является сумма ценностей, направленная на реализацию, обеспечение прав и свобод граждан. В христианстве же главенствует Господь, который дал заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Думаю, не стоит искусственно противопоставлять Православие и демократию. Митрополит Виталий (Устинов) в одной из своих проповедей подчеркивал, что для нас, православных, православная монархия предпочтительнее, но что Церковь Христова может жить и исполнять свою спасительную миссию при любом государственном устройстве, и демократия этому не мешает, а в чем-то даже способствует. Не нужно забывать, что не всякая монархия – благо, например:монархии Юлиана Отступника или Нерона. Ведь и при антихристе будет также подобие абсолютной монархии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "…не покусись остановить его (отступление) немощною рукою твоею. Устранись, охранисьот него сам: и этого с тебя достаточно".

- Можно ли все-таки сказать, что не только Московская патриархия, но и российская власть навсегда безблагодатны, если их представители не покаются? В связи с этим можно ли сказать, что идеалом государственного правления в нашей стране для Вас является только монархия?

- Согласно евангельскому (Ин. гл. 1) и апостольскому пониманию, благодать – это дар Бога человеку. Первоисточником благодати является Сам Триединый Бог, а ее приемником (тот кто приемлет благодать), точнее первоприемником – человек, принявший Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божия и своего Искупителя.

Как отдельная личность, так и Церковь, в смысле конкретного, видимого на земле и канонически очерченного образования, является не источником, а приемником благодати. Церковь в таком ее понимании или живет в благодати, или отпадает от нее до какой-то неведомой нам меры и степени. Наша задача – возрастать в подаваемой от Господа благодати, а не вычислять степень ее присутствия у кого-то. Что же касается светской государственной власти, то, как не имеющая прямого отношения к искупительному подвигу Христа, установившего Царство не от мiра сего, она вообще не может определяться в категориях благодати. Конкретный православный царь, монарх, как христианин и живой член Христовой Церкви, может пребывать в спасительной благодати Господа, при этом имея возможность и отказаться от нее, как например Юлиан Отступник. Как своему верному сыну, Церковь испрашивает у Господа таковому правителю благодатный дар на прохождение его нелегкого государственного служения. Дар этот подается в таинстве мvропомазания на царство. И далее государь, его правление должны оцениваться не по степени "благодатности", апо конкретным делам, по примерам благочестия и благоверия, а также, насколько конкретный государь способствует утверждению благодатного Христова Царства на земле, как защищает Церковь, как помогает ей в служении благовестия во языцех и в утверждении христианских начал в обществе.

Мы – монархисты, и наш идеал именно такая власть – власть православного монарха, для которой воспитание будущих граждан Царства Небесного Царства Христова, – есть главная задача государственного строительства, а все остальное подчинено ей.

Что же касается нынешних руководителей страны, то они в союзе с руководством Московской патриархии, заигрывая в стиле призрачной демократии с различными религиозными конфессиями, только на словах, и то не всегда, исповедуют себя христианами. Слова есть, а дела где? "Вера без дел мертва" (Иак. 2. 20, 26).

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

30 сентября 2006, 22:45  
ИНТЕРВЬЮ: Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) Архиепископ Омский и Сибирский ТИХОН (ПАСЕЧНИК) рассказал «Порталу-Credo.Ru» о свободе и истинном православии
30 ноября 2006, 10:00  
Состоялась передача Патриарху Алексию II посоха и облачений бывшего первоиерарха РПЦЗ
23 ноября 2006, 13:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: А может быть, "они"-то правы? Прежней Зарубежной Церкви больше нет и не будет
21 ноября 2006, 14:29  
ДОКУМЕНТ: Проект официальной резолюции Епархиального собрания Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ(Л), предложенной руководством. Глен-Ков, Нью-Йорк, 17 ноября 2006 г.
20 ноября 2006, 15:48  
ДОКУМЕНТ: Проект Резолюции "лояльной оппозиции" РПЦЗ(Л) для собрания Восточно-Американской и Канадской епархий
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования